Зеркала на заказ… от китайских мастеров
Многочисленные курганы, в которых в древности хоронили людей, часто содержат удивительные артефакты. Особый комплекс таких артефактов – металлические зеркала. В тюркских курганах зеркала клали перед лицом покойников, потому что верили – что так душе легче «уйти» в иной мир. Поэтому для похоронных обрядов использовали именно бронзовые зеркала. Ведь даже если тот, кого хоронили, был высокопоставленным человеком, и мог себе позволить золотое зеркало, или серебряное, бронза, потому, что быстро темнела, «не позволяла душе вернуться обратно». А делали такие зеркала на заказ чаще всего китайские мастера.
Конечно, состаренное зеркало в багете в древних курганах не найти – небольшой металлический диск более соответствовал реалиям походной жизни кочевников. В знаменитых пазырыкских курганах Горного Алтая также были найдены металлические диски, помогавшие древним кочевникам оценить свою внешность. Их возраст – от V века до нашей эры. Происхождение таких артефактов чаще всего определяют как китайское, где металлические полированные диски особенно стали пользоваться спросом в эпоху «Сражающихся царств» – в V-III веках до нашей эры. По таким предметам удается наиболее точно датировать время создания похоронного кургана. Скифы Западной и Южной Сибири, таким образом, оказывается, были очень тесно связаны с Поднебесной.
Найдены и более «молодые» бронзовые диски, относящиеся к II веку до нашей эры – I веку нашей эры. Конечно, стекло с пескоструйным рисунком тогда еще не делали, но мастерство тех людей, которые создавали изящные предметы быта, заслуживает восхищения.
Однако, хотя «авторство» китайцев в большинстве случаев – бесспорно, многие артефакты оказались… подделками! Причем, не современными, а очень древними, соответствующими по времени созданию курганов. Дело в том, что скифские мастера научились точно воспроизводить желанные предметы, покупать которые было явно не всем по средствам. И, к изумлению археологов, они были вынуждены согласиться с тем, что перед ними не китайская работа, а ее искусное воспроизведение, причем, по качеству ничем не уступающее. Конечно, в наше время мастера из Китая могли бы потребовать возмещение за использование их «дизайна», но тогда таких законов не существовало. Поэтому кочевники беспрепятственно, покупая вещи, созданные в Китае, потом воспроизводили их в своих мастерских, добавляя свои узоры и линии.
По материалам сайта: http://www.5420728.ru.