Газпром принесет в Петербург новую архитектуру

01 июля 2013

На прошлой неделе очам петербургской общественности предъявили 6 удивительных строительных проектов грядущего делового центра «Газпром-Сити».

Небоскреб в 300 метров аккурат напротив Смольного монастыря, построенного величавым Растрелли, взялись проектировать настолько же величавые мастера нашего времени. Все, как на подбор, иноземцы – что не удивительно. Мысль строительства небоскреба на Неве, фактически в центре Петербурга, вначале пришлась не по нраву русским зодчим.

Зато масштаб проектов не напугал западных архитекторов. Как не раз шутил по этому поводу Лев Каплан, председатель «Союзпетрстроя», – «у нас почему-либо иноземцев завлекают только для огромных и звучных проектов, это стало традицией».

Согласно условиям конкурса, архитекторы должны были спроектировать высотное здание, где расположится кабинет «Газпром-нефти», на местности 4,6 га. Общая же территория застройки, включая сопутствующую жилую, торговую, бизнес, транспортную инфраструктуру, составит 1 млн. кв. м, либо 70 га. Высотное здание планируют выстроить к 2012 г., а весь комплекс в целом – к 2016 году. Итак, во что звезды мировой архитектуры хотят направить 60 миллиардов. рублей инвестиций?

По следам протцов

Избранная территория строительства административного делового центра «Газпром-Сити» – набережная реки Охты. Конкретно тут в XVI веке шведы основали крепость Ниеншанц, которую потом отвоевала российская армия. Конкретно тут Петр желал основать город, но потом передумал и решил осесть ближе к заливу. Как оказывается, инвестор в лице компании «Газпром нефть Инвест» ознакомлен о перипетиях русской истории. «Ниеншанц – это 1-ый объект, через который Петр I «прорубил окно» в Европу, и мы не вправе с этим не считаться», – заявил на презентации строительных проектов генеральный директор компании Николай Танаев. Одно из критерий конкурса – создание на месте крепости музея. На данный момент там ведутся археологические раскопки, и все обнаруженные экспонаты будут переданы на хранение до окончания строительства.

Посчитаться с историей решили архитекторы английского строительного бюро RMJM London limited, посреди проектов которого – Восточные врата в Сучжоу, КНР и 400-метровая башня в Дубае, также будущий функциональный комплекс на участках №2-3 ММДЦ «Москва-Сити».

Английский проект небоскреба – здание, состоящее из 5 крыльев, закрученных по спирали вокруг собственной оси, суженных к верху. «Мы возвратились к истории городка, желали повторить пятиугольную форму крепости Ниеншанц в нашем проекте», – гласит конструктор Тони Кеттл. Основная концепция проекта – воплощение идеи энергии «Газпрома» и воды Петербурга. Здание обретает форму волны и очень деликатно заходит в небесную линию. Фасад, разбитый на тыщи граней, конструктор собрался сделать из дихроидного стекла со специфичным напылением, что дозволит башне поменять цвет от золотого до небесно-голубого зависимо от угла падения световых лучей.

Огромное количество маленьких панелей фасада, по словам конструктора, дозволит зданию отражать «каждую частицу Петербурга». Не считая того, за счет закрученной конструкции и необыкновенного фасада при движении вокруг строения будет создаваться оптический обман, здание само будет двигаться. У небоскреба предвидено сходу два фасада – правда, внутренний будет изготовлен из обыденного стекла. Зато таковой ход дозволит сделать здание более энергоемким.

Пику в небо

Тему шпилей продолжает проект итальянца Массимилиано Фуксас (Fuksas Associati S.R.L.) – создателя башен-близнецов в Вене и выставочного комплекса в Милане. Рядом с центральным зданием комплекса будет размещаться башня, повторяющая шпиль Петропавловской крепости. Эта башня – всего только элемент декора. Основное здание – тоже башня, но мощная, спроектирована в виде сверла.

«Наша концепция – представить массивные элементы природы. Это здание – воплощение энергии, связанной с «Газпромом». Энергия вроде бы выливается в бурю, шторм. А башня рядом – напоминающая шпиль Петропавловской крепости – это воплощение самого города», – ведает Guide to Property Кристиан Кнолл, представлявший проект.

В проекте, кроме основной башни для кабинетов «Газпрома», предусмотрена маленькая запасная башня, также помещения для отеля, жилые зоны и торговые помещения, расположенные на прогулочной террасе, которая проходит над водой. Под офисные помещения в этом проекте предвидено 232 тыс. кв. м, жилая зона будет занимать 13 тыс. кв. м. Общая площадь парковочных мест – около 72,5 тыс. кв. м.

Небоскреб в виде шпиля выполнили и швейцарские архитекторы Жак Барон и Пьер Де Мерон (Herzog & de Meuron Architekten AG), любители экспериментировать с материалами. Они выстроили в Лондоне «стеклянный» Театр танца, а в Токио –«стеклянный» бутик Прада. На их счету и масштабные проекты вроде стадиона Аллианц в Мюнхене. Их здание быстрее похоже на искривленную швейную иглу. «Трёхсотметровое здание должно быть так узким, как это может быть. И позже, в Петербурге доминирует горизонтальность, а немногие вертикальные доминанты, обычно, всегда узенькие и тонкие. И это всегда один шпиль», – выказывает красивое познание городка Пьер де Мерон.

Одна третья часть проекта – фактически 300-метровая башня (85 тыс. кв. м), в какой будут размещаться кабинеты «Газпрома». Две третьих проекта – офисные центры в 12-этажных зданиях, расположенных рядом. В самом центре башни находится лифт для служащих, вокруг – горизонтальные «диски» будущих кабинетов. Лифты для обыденных гуляк и будущих туристов изготовлены в виде прозрачных капсул, передвигающихся по двум узким кишкам, огибающим башню. Архитекторы обещают общественности незабвенные ощущения…

Ледяные фантазии

Для любителей экстрима, разумеется, постарался и янки Даниэль Либескинд (Studio Daniel Libeskind LLC), создатель известного Еврейского музея в Берлине и военного музея в Манчестере, также фаворит конкурса на застройку места Глобального торгового центра. Его проект небоскреба пришелся бы по нраву горнолыжникам. Стеклянный трамплин ограничен 2-мя наточенными башнями. Само здание припоминает несимметрично вытянутую латинскую N. Создатель не отважился добавить в ландшафт городка ещё один шпиль, и предложил продолжить арочную линию архитектуры северной столицы. «Здание представляет собой две отдельные башни, соединённые средней частью, которую мы окрестили небесным вестибюлем. Тут размещаются библиотека, кафе, рестораны и платформа для обзора городка. А в самих башнях будут находиться кабинеты. В здании такового типа очень экономично употребляется отведенная под него земля», – считает конструктор Йама Коричневым.

Проект голландца Рэм Колхас (Office for Metropolitan Architecture, O.M.A.), создателя генплана в Лилле и замысловатых построек в Пекине и Сиэтле, сберегает не только лишь место на застраиваемой земле, да и воображение. Штаб-квартиру энергетической компании конструктор выполнил в виде ледяного дома, напоминающего нераскрашенный конструктор Лего. Небоскрёб состоит из 12 модулей, с чередованием белоснежных и прозрачных участков, размер каждого модуля – 24*24 м. Эти модули могут передвигаться относительно друг дружку, формируя разные варианты внешнего облика центрального строения делового центра. Основанием ему служат три «ноги», где должны размещаться общественные помещения.

«Это здание по силуэту похоже на силуэт Смольного собора, он вроде бы выступает его тенью на небе, – поэтично ведает G2P Рэм Колхас. – Здание вроде бы замороженное. Оно будет изготовлено из стеклянных кирпичей, незначительно голубоватых, с символом «Газпрома». В здании, в итоге определенного построения блоков-капсул, появляется типичный тоннель к небу. Выходит, что снутри здание вроде бы пустое, что содействует циркуляции воздуха, наилучшему свету, сбережению энергии. Общая площадь небоскрёба 350 тыс. кв. м, общая цена проекта, как подсчитал конструктор, составит около 900 млн. баксов.

Лирика по-французски

Петербург – город горизонтального ландшафта, отмечали все архитекторы. Казалось, главное условие конкурса – выстроить небоскреб – они делали как подабающее, но не как необходимое. Соединить эти два момента попробовал только француз Жан Нувель (Ateliers Jean Nouvel), которого прославили его hi-tech небоскреб «Торе Агбар» в Барселоне и Институт арабского мира в Париже.

«Петербург – город шпилей. И мы решили сделать новейшую достопримечательность с такими же элементами. Мысль конструкции состоит в 5 различных башнях, где находятся офисные помещения, любая из которых повторяет известные «иглы» города», - разъясняет конструктор Ateliers Jean Nouvel Клаудэ Годфрай.

Башни строения соединены стеклянными горизонтальными «улицами», снутри которых – зимние сады. Так как объект будет размещаться на полуострове, проектировщики решили поиграть со светом и прозрачностью. Здание вроде бы выступает из воды, повторяет линию Невы, а зависимо от времени суток изменяется цвет либо контуры небоскреба. Так, когда солнце находится сзади – стеклянное полотно строения становится невидимым, и выделяются башни-шпили. То же происходит и ночкой.

По словам Клаудэ Годфрай, мысль прозрачности – не только лишь эстетический приём, да и красивый метод при помощи стекла сберечь энергию и облегчить здание. В целях энергоэффективности проектировщики хотят использовать все средства производства энергии: ветер, солнечный свет, вода и биотермальные источники.

Французы, пожалуй, единственные, кто вспомнил о безмятежности, угрюмости и медлительности Петербурга. В их проекте есть лирика, которая отличает город на Неве от иных огромных столиц.

Исключение для инвестора

Решать, что лучше впишется в строительный вид Петербурга, будут в конце ноября. Имя избранника публика выяснит 1 декабря. В составе жюри конкурса –председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, представители «Газпрома» и Правительства Санкт-Петербурга, также архитекторы, уже работающие в Петербурге – фаворит конкурса на проект реконструкции «Новой Голландии» Норман Фостер (Великобритания) и фаворит конкурса на проект нового футбольного стадиона в западной части Крестовского острова Санкт-Петербурга Кисе Куракава (Япония).

Имен русских зодчих в перечне жюри либо экспертной комиссии нет. Они объявили бойкот проекту еще на стадии обсуждения необходимости строительства кабинета для переезжающей в Петербург «Газпром нефти». Глава петербургского Союза архитекторов Владимир Попов даже написал письмо генеральному директору «Газпром нефть Инвеста» Николаю Танаеву, в каком от имени петербургских архитекторов отказался от роли и в конкурсе, и в жюри, и в других официальных мероприятиях конкурса. Смутило архитекторов даже не то, что им пришлось доставать конкурсную программку «окольными путями», а главное условие этой программки – здание, высотой «порядка 300 метров».

Как понятно, в Петербурге действует высотный регламент, в каком верно прописана наибольшая высота построек для каждой местности. Не тайна, что на набережной Охты 300-метровое здание показаться, согласно законодательству, не может. Об этом не раз гласила председатель КГИОП, и, кстати, член жюри, Вера Дементьева. По ее словам, в районе, где должен показаться небоскреб, высотность ограничена и может достигать максимум 48 метров. На деньках Вера Дементьева заявила, что «не получала никаких указаний на корректировку высотности в этом месте» и пообещала, что будет «разбираться», когда увидит наброски. Правда, на открытие выставки проектов «Газпром-Сити» она не приехала.

Альянс архитекторов, понимая, что за «Газпром-сити» последуют другие, более принципиальные проекты, предлагает создать для городка концепцию размещения таковой площадки (либо системы площадок), где возникновение высотных построек не входило бы в противоречие с хрупкой тканью исторического центра. Архитекторы намекают на парижский Дефанс, которые, казалось бы, находится вне городского центра, но зрительно и транспортно с ним связан. Градостроители убеждены: такие места в Петербурге есть, их просто необходимо разрабатывать, сначала – создавая инженерную инфраструктуру. Вобщем, это нездоровая мозоль всего строительного комплекса.

Похожую идею высказывает и Миша Пиотровский, директор Муниципального Эрмитажа, заместитель председателя Совета при президенте РФ по культуре и искусству, председатель Глобального клуба петербуржцев. «Уважаемым инвесторам, которые имеют огромные средства и хотят на их строить для себя кабинеты в историческом центре», он предлагает вложить средства в разработку альтернативного Петербурга, который бы соответствовал запросам XXI века и тихо развивался к югу либо к северу от исторически сложившегося городка.

Еще летом Миша Пиотровский заявил, что из-за того бездумного строительства, которое тут ведется и планируется, и которое резко ослабляет привлекательность Санкт-Петербурга во всем, можно гласить об опасности исключения исторического центра Санкт-Петербурга из перечня ЮНЕСКО. Директор Эрмитажа тогда предложил перевести на российский язык прекрасное зарубежное слово «инвестор», которое, на самом деле, значит «хозяин», «арендатор». Тогда и сходу поменяются вопросы к этому инвестору. Тогда он должен будет обосновывать, как отлично будет жить тот либо другой район после его новостроек, – а не Петербург будет обязан от него защищаться. А на инвесторов, уродующих исторические виды, Миша Пиотровский предложил подать в трибунал. (Заметим, тут имеется в виду фактически реализованные проекты одной из петербургских строй компаний на Выборгской набережной). Свое отношение к происходящему директор Эрмитажа не так давно подтвердил в интервью газете «Гардиан», сказав, что небоскреб «не вписывается» в исторический вид городка и будет смотреться вызывающе.

Меж тем бюрократы, похоже, подготовились к бурной реакции общественности: на открытии выставки вице-губернатор Александр Вахмистров представил, что недовольные будут. Но на данный момент дискуссируются правила застройки городка, которые предугадывают строгие ограничения по высотности для застройщиков исключительно в самом центре Петербурга и оставляют возможность делать исключения там, где это нужно.

«Специально для схожих случаев мы оставляем в генеральном плане возможность проводить строительство таких построек решением общественности и Градостроительного совета», – уверен Александр Вахмистров.

Другие новости по теме:
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Исторический центр Петербурга может быть исключен из списка ЮНЕСКО
Можно сейчас гласить об опасности исключения исторического центра Санкт-Петербурга из перечня ЮНЕСКО из-за того бездумного строительства, которое тут ведется и планируется и которое резко ослабляет
Новый Генеральный план Москвы обяжет комплексно осваивать площади застраива ...
Положения нового Генерального плана Москвы обяжут архитекторов, проектировщиков и строителей комплексно осваивать площади застраиваемых территорий. В том числе и тех зон, которые сейчас вызывают у
Петербург поглощает малоэтажку
В 50-е гг. прошедшего века столичные папарацци «большого стиля» обожали такие сюжеты: коренастый древесный домик в тени свежайшей панельной многоэтажки. Картина была призвана иллюстрировать
Архитектурные критики оценивают сегодняшний строительный бум
«Время новостей» вместе с агентством P-Arch представляет Клуб строительной критики. Невзирая на строительный бум, строительные процессы незаслуженно находятся на периферии публичного внимания. Чтоб