Квартплата на завтра: Какие изменения ожидаются в тарифной политике
Уже в последнее время Минрегион начинает опыт по введению в тариф вкладывательной составляющей - другими словами расходов на строительство новых котельных, теплосетей, водопроводов.
Не окажется ли в итоге плата за жилище неподъемной для населения? На вопросы "Русской газеты" ответил министр регионального развития Виктор Басаргин.
Русская газета: Сейчас многие специалисты высказываются за замораживание коммунальных тарифов, хотя бы на время кризиса. У Минрегиона, как понятно, свое видение ситуации. Почему?
Виктор Басаргин: Понимаете, у нас исторически сложилось: как разговор начинается о тарифах, население сходу хватается за кармашек. Даже не столько само население, сколько, как вы произнесли, "многие специалисты", нередко депутаты, зарабатывающие на "жаркой" теме политические дивиденды.
Меж тем сейчас самый надежный плательщик за коммунальные услуги - это население, 95 процентов платежей проходят в полном объеме. Ни бизнес, ни госпредприятия таковой пунктуальностью, к огорчению, не отличаются...
РГ: Ну еще бы! Над ними же не висит угроза выселения за долги!..
Басаргин: Дело не только лишь в жесткости законодательства. Не стоит забывать и о мерах защиты низкообеспеченной части населения, которую это законодательство обеспечивает. Сколько страшились и монетизации, и введения адресных жилищных субсидий. Все же на данный момент эти механизмы реально работают.
Потребители платят за услугу столько, сколько она стоит. Но тем, чьи доходы недостаточны, чтоб оплатить ее полностью, правительство компенсирует часть платежа. Сейчас адресную субсидию по оплате жилища оформили кое-где 7-8 процентов населения. В связи с кризисом, по нашим оценкам, ее сумеют получить в два раза большее количество семей - приблизительно 15 процентов.
РГ: Означает, не стоит возлагать на то, что коммунальные тарифы в период кризиса будут оставаться постоянными?
Басаргин: Тарифы вырастают вынужденно. Если этого не сделать, кардинально ухудшится ситуация в коммунальной отрасли. Износ теплосетей, водопроводов, оборудования по различным регионам колеблется от 60 до 80 процентов.
Коммунальное хозяйство просит неизменного обновления, чтоб не приходилось дыры латать в аварийном режиме. В тариф заложена составляющая на ремонт и эксплуатацию систем. Но вот что касается введения нового жилища, подключения к энерго- и коммунальным ресурсам, за это ведь тоже необходимо платить. Это развитие, вкладывательная составляющая тарифа.
Правда, в любом случае приближаться к такому обоснованному значению тарифа необходимо равномерно, ориентируясь на уровень инфляции и реальных доходов населения.
РГ: Как обеспечить прозрачность таких расчетов?
Басаргин: Допустим, ресурсоснабжающая организация представляет на утверждение новый размер тарифа. Если планируется выстроить новейшую сеть, новейшую котельную, расходы также закладываются в тариф. Программка развития утверждается муниципалитетом, и он же смотрит, чтоб все пункты были выполнены в полном объеме. Нет определенных, экономически обоснованных планов - означает, такое увеличение тарифа утверждать не должны. Любые дополнительные расходы должны быть верно обусловлены и утверждены. В этом году в первый раз предстоит опробовать в нескольких пилотных регионах такую модель тарифообразования - на данный момент мы увлечены отбором более приготовленных регионов.
РГ: Как насчет перекрестного субсидирования? Вы гласите, что коммерческие предприятия позволяют для себя иметь долги по коммуналке. А население платит радиво. Означает, нужно уменьшать тариф для первых и наращивать для вторых? Это справедливо?
Басаргин: Ну, не "увеличивать" и "понижать", а если гласить беспристрастно, больше подходит термин "сглаживать". Так как ликвидация перекрестного субсидирования (когда еще с русских времен предприятия платили по высочайшему промышленному тарифу, а население - по соц низкому) подразумевает единый тариф для всех потребителей. Процесс этот очень постепенный, но программка началась уже в 72 регионах. При этом власти сами на месте решают, какими темпами поменять эти пропорции.
Тем паче у их имеется таковой инструмент, как предельный индекс роста совокупного платежа, который они говорят с учетом платежеспособности населения. До сего времени эти индексы рассчитывались на федеральном уровне, Федеральной службой по тарифам. Мы хотим предложить "опустить" тарифное регулирование, кроме "большой энергетики", на уровень муниципалитетов. В любом случае конкретно местные власти лучше отыщут компромисс меж потребностями коммунальщиков и финансовыми способностями населения.
РГ: До сего времени многие регионы сохраняют предоставление льгот по оплате коммуналки. Ваше мировоззрение?
Басаргин: Подменять натуральные льготы валютной компенсацией нужно непременно. Почему сейчас у ЖКХ 300 с излишним миллиардов руб. кредиторской задолженности? Почти во всем так как существует эта "виртуальная" плата. Льготник, условно говоря, должен заплатить тыщу рублей, а платит только половину, так как имеет 50-процентную скидку, означает, 500 рублей за него должен коммунальному предприятию внести бюджет. Далековато не все регионы эти недополученные средства коммунальным компаниям компенсируют в полном объеме.
Другое дело, если человек заплатил всю тыщу, а компенсацию из бюджета получил на собственный личный счет. Все ясно, прозрачно. Интересы всех сторон соблюдены.
Справка "РГ"
Сейчас население оплачивает 100 процентов цены жилищно- коммунальных услуг уже в 72 регионах. Средний уровень оплаты по стране равен 87 процентам от фактических издержек коммунальных компаний. По прогнозам Минрегиона, окончательный переход на 100-процентную оплату коммунальных тарифов популяцией, также переход на единый тариф для промышленных компаний и населения завершится к 1 января 2011 года.
Ира Невинная