С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Тарифы ЖКХ отправятся в свободное плавание
13 июня 2013
Давнишняя мечта региональных властей без помощи других определять тарифы на услуги ЖКХ может осуществиться. Как заявил глава федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков, он не исключает, что предложение ряда регионов об отмене предельного уровня платы за жилище, который раз в год устанавливает федеральное правительство, полностью может быть реализовано на практике. Специалисты считают, что рост тарифов ЖКХ возможно окажется критичным для регионовреципиентов, но при всем этом признают, что увеличение тарифов остается чуть ли не единственным методом модернизации инфраструктуры коммунального хозяйства.
Выступая на заседании правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, Сергей Новиков осторожно увидел, что предложение регионов отменить практику установления на федеральном уровне предельных характеристик роста тарифов на коммунальные услуги и оплату жилых помещений гражданами может быть поддержано. По его словам, ФСТ уже разрабатывает предложения "по созданию более гибких устройств регулирования тарифов ЖКХ", которые предоставят регионам право устанавливать для муниципалитетов более высочайший предельный уровень роста тарифов выше, чем было установлено на федеральном уровне.
Идею ФСТ специалисты расценивают разносторонне, считая, что регулирование тарифов ЖКХ- это больше политический вопрос, чем экономический. Намерения ФСТ полностью объяснимы, гласит председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, так как ЖКХ находится в критичном состоянии, и принимать те либо другие решения по реформированию отрасли, более разумно не на федеральном уровне, а на региональном. Другое дело, отмечает депутат, что далековато не в каждом регионе реально за счет потребителей покрыть издержки ЖКХ и обеспечить нужный уровень инвестиций в ветвь. К примеру, в столичном бюджете предвидено 10 миллиардов руб. на возмещение различия тарифов для населения за термическую энергию.
Но в другом регионе схожей способности может не быть, предупреждает Антонов, потому если все таки будет принято решение об отмене "предельной планки" коммунальных тарифов, то в федеральном бюджете должны быть предусмотрены средства в виде субвенций либо субсидий нуждающимся регионам.
В свою очередь, управляющий сектора "Развитие конкурентных отношений" фонда "Институт экономики городка" Владилен Прокофьев считает, что ЖКХ как бизнес не может развиваться без инвестиций, и тем паче при поступлении заниженных платежей за поставляемый продукт либо услугу. Последние годы проявили, гласит он, что муниципалитеты и правительство, не в состоянии обеспечить объем инвестиций, позволяющий вернуть инфраструктуру ЖКХ. А введение вкладывательных надбавок в тарифы ЖКХ стало излишним препятствием вербования средств в коммунальный сектор.
"Но если регулирование тарифов будет прерогативой субъектов, то нужен более жесткий контроль за этим процессом. Граждане должны знать, за какие конкретно услуги они платят средства",- отмечает Прокофьев.
Меж тем, ведущий научный сотрудник ГУП "Мосводоканал НИИ проект" Александр Вербицкий считает, что необходимо регулировать не тарифы, а платежи за коммунальные ресурсы. По его воззрению, сначала власти должны провоцировать установку счетчиков всех коммунальные ресурсов, тогда будет ясность в оценках употребления, и соответственно платы за потребляемые ресурсы. "В мире тарифы на коммунальные ресурсы держут под контролем не правительство, а независящие организации, куда входят представители бизнеса, науки, публичных организаций",- гласит эксперт.
Выступая на заседании правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, Сергей Новиков осторожно увидел, что предложение регионов отменить практику установления на федеральном уровне предельных характеристик роста тарифов на коммунальные услуги и оплату жилых помещений гражданами может быть поддержано. По его словам, ФСТ уже разрабатывает предложения "по созданию более гибких устройств регулирования тарифов ЖКХ", которые предоставят регионам право устанавливать для муниципалитетов более высочайший предельный уровень роста тарифов выше, чем было установлено на федеральном уровне.
Идею ФСТ специалисты расценивают разносторонне, считая, что регулирование тарифов ЖКХ- это больше политический вопрос, чем экономический. Намерения ФСТ полностью объяснимы, гласит председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, так как ЖКХ находится в критичном состоянии, и принимать те либо другие решения по реформированию отрасли, более разумно не на федеральном уровне, а на региональном. Другое дело, отмечает депутат, что далековато не в каждом регионе реально за счет потребителей покрыть издержки ЖКХ и обеспечить нужный уровень инвестиций в ветвь. К примеру, в столичном бюджете предвидено 10 миллиардов руб. на возмещение различия тарифов для населения за термическую энергию.
Но в другом регионе схожей способности может не быть, предупреждает Антонов, потому если все таки будет принято решение об отмене "предельной планки" коммунальных тарифов, то в федеральном бюджете должны быть предусмотрены средства в виде субвенций либо субсидий нуждающимся регионам.
В свою очередь, управляющий сектора "Развитие конкурентных отношений" фонда "Институт экономики городка" Владилен Прокофьев считает, что ЖКХ как бизнес не может развиваться без инвестиций, и тем паче при поступлении заниженных платежей за поставляемый продукт либо услугу. Последние годы проявили, гласит он, что муниципалитеты и правительство, не в состоянии обеспечить объем инвестиций, позволяющий вернуть инфраструктуру ЖКХ. А введение вкладывательных надбавок в тарифы ЖКХ стало излишним препятствием вербования средств в коммунальный сектор.
"Но если регулирование тарифов будет прерогативой субъектов, то нужен более жесткий контроль за этим процессом. Граждане должны знать, за какие конкретно услуги они платят средства",- отмечает Прокофьев.
Меж тем, ведущий научный сотрудник ГУП "Мосводоканал НИИ проект" Александр Вербицкий считает, что необходимо регулировать не тарифы, а платежи за коммунальные ресурсы. По его воззрению, сначала власти должны провоцировать установку счетчиков всех коммунальные ресурсов, тогда будет ясность в оценках употребления, и соответственно платы за потребляемые ресурсы. "В мире тарифы на коммунальные ресурсы держут под контролем не правительство, а независящие организации, куда входят представители бизнеса, науки, публичных организаций",- гласит эксперт.