Почему растут тарифы?

25 августа 2013

Основная и, пожалуй, самая противная компонента коммунальной реформы - рост тарифов, иногда неоправданный, когда качество услуг остается запредельно низким, а стоимость становится запредельно высочайшей. В росте тарифов виноваты и инфляция, и монополизм поставщиков ресурсов, при отсутствии реальной конкуренции компаний ЖКХ, и недостаток инвестиций в силу больших рисков (работать приходится в критериях изношенности главных фондов на 60-70 процентов), в конце концов, отсутствие прямой зависимости поставщика услуг (коммунального предприятия) от заказчика (обитателя).

Что касается обслуживания и ремонта жилого фонда - здесь, как и до этого, все в руках ДЕЗа. Вступивший в силу с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ был должен поменять ситуацию, поставив коммунального монополиста в прямую договорную зависимость от обитателей, открыв дорогу конкуренции, независящей экспертизе коммунальных тарифов. Но в силу инерции коммунального комплекса ростки нового едва-едва пробиваются через толщу сложившихся хозяйственных стереотипов.

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Большая часть профессионалов сходятся во мировоззрении, что основная неудача ползучего роста тарифов - отсутствие контроля со стороны потребителей (обитателей) и институтов независящей экспертизы. У ценовой вакханалии есть только два суровых ограничителя - Региональная энергетическая комиссия Москвы и правительство городка. Они определяют главные характеристики тарифов (тепло, вода, электроэнергия, газ, цена техобслуживания и т.д.). Но за каждой таковой цифрой стоит и своя математика.

Мосводоканал не так давно доносил о рекордном понижении употребления воды в столице, и нет оснований не веровать этим данным. В то же время раздаются звонки неких обитателей, которые сетуют, что самотеком возросла плата за водоснабжение и водоотведение. Оказывается, придомовый счетчик фиксирует перерасход воды, данные счетчика фиксирует ДЕЗ, а сведения из ДЕЗа поступают в ЕИРЦ, где избытки распределяются по тем жителям, у кого нет квартирного водомера, другими словами на тех, кто оплачивает воду по нормативу. Иногда избытки измеряются сотками рублей. Ну чем же не театр бреда: с одной стороны, потребление воды падает, с другой - цены за услуги вырастают...

Без независящей экспертизы разобраться с этим трудно. Во-1-х, обитателей никто не пустит в подвал снимать показания придомового устройства учета, ЕИРЦ отошлет правдоискателя в ДЕЗ, так как сведения пришли оттуда, а ДЕЗ - организация хоть и муниципальная, но блюдет коммерческую тайну. Круг замкнулся... Правда, предлагают выход - установить водомер в квартире. Но это сейчас наслаждение не из дешевеньких - 5-6 тыщ рублей для вас придется выложить.

Домком, старший по дому, да даже управляющий ТСЖ далековато не всегда сумеет разобраться в ситуации: почему это происходит? Или есть утечка во внутренних водоводах, или сантехника течет - пора поменять, или кто-то открыл у себя прачечную, или баню для гастарбайтеров, или ДЕЗ мухлюет...

В любом случае он должен оплатить счета, по другому с ним могут разобраться по всей строгости ЖК. Другими словами последний в ситуации обитатель. А ДЕЗ получит дезово, Мосводоканал - мосводоканалово. И хоть травка не расти...

Еще пример - оплата внутризоновых соединений, которая введена МГТС согласно федеральному законодательству. Тут также у абонентов появляется много вопросов. В критериях бурно развивающейся телефонии каждый абонент должен бы иметь сведения, какие телефоны принадлежат МГТС, какие - сотовым и другим телефонным компаниям, которые предоставляют клиентам прямые московские номера (без кода). И вообщем в хоть какой конфликтной ситуации, когда вы пытаетесь оспорить выставленный для вас счет, фактически нереально отстоять свои права. У потребителя нет технической способности проверить корректность начисления платежей, количество соединений и т.д.. Потому только некие абоненты обращаются с жалобами к поставщику услуг, тем паче - в трибунал. А нужно бы еще прибегнуть и к независящей экспертизе тарифов.

В качестве ограничителя роста коммунальных тарифов городскими властями употребляются конкурсы, в том числе на ремонт, уборку подъездов, дворовых территорий, вывоз мусора. В некий мере это содействует конкуренции на рынке коммунальных услуг, но при всем этом не всегда стоимость соответствует качеству. Не считая того, в шорт-лист попадают часто одни и те же компании. Пробиться на столичный рынок коммунальных услуг новым компаниям очень и очень тяжело.

В ПОИСКАХ УПРАВДОМА

Выборы управляющих компаний проявили, что и выбирать-то, фактически, не из кого. И ранее, и сейчас ДЕЗы остаются вне конкуренции. У их сложившаяся структура управления жилищным фондом, кадры, подрядные организации, контакты с местной властью. Справедливо, что они останутся в качестве управляющих компаний и в дальнейшем. Ведь непонятно, во что обойдутся услуги других организаций. За ДЕЗами сохранилась и практика транзитных счетов, когда население платит им за все коммунальные услуги, а ДЕЗ уже расщепляет их и направляет в другие организации - Мосводоканал, Мосгаз и т.д.. При этом за эту работу ДЕЗы требуют вознаграждение от ресурсоснабжающих организаций. Размер его, по данным ведущего аудитора компании "ОргПром-Аудит" О. Агамалыева, составляет 2-10 процентов от собранных средств населения.Естественно, ресурсосберегающие организации включают эти проценты в свои тарифные планы, а расплачиваются опять-таки обитатели.

Пока рано гласить, сколько захочут заполучить личные управдомы - и с ресурсоснабжающих компаний, и с обитателей. С ДЕЗами, по последней мере, все ясно. Выбор управляющих компаний почти во всем обусловила бы тарифная политика. Если тарифы на водоснабжение, водоотведение, тепло, свет и газ в компетенции РЭК, то жилищные услуги (содержание и ремонт жилого фона) - в компетенции органов местного самоуправления. Они вместе с исполнительной властью устанавливают потолок, естественно, делая упор на сложившуюся в городке хозяйственную практику. Приход частника на рынок управляющих компаний может содействовать увеличению высоты этого потолка, так как частника интересует сначала свой бизнес.

ПО ПОЛНОЙ Программке

По воззрению Сергея Сиваева - директора направления "Городское хозяйство" Института экономики городка, рост тарифов обоснован не только лишь инфляцией, аппетитами монополистов, да и гос политикой. В ближайшее время проводится курс на рыночную трансформацию ЖКХ, сначала за счет увеличения толики населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. Сейчас население оплачивает ЖКУ в размере 90 процентов. Остальное доплачивает правительство. Существенное количество регионов уже перебежало на 100-процентную оплату. Не за горами денек, когда все обитатели Рф, и Москвы в том числе, подходят к этому пороговому рубежу.

Что все-таки Далее?

Разрекламированные государством цели реформы ЖКХ пока не достигнуты. Как и раньше на повестке денька модернизация коммунального комплекса, изменение системы управления за счет вербования управляющих компаний, формирование жесткой конкурентноспособной среды. Если б более отлично решалась неувязка модернизации отрасли, то создание 1 кубометра питьевой воды стоило бы на 30 процентов меньше - за счет экономии электроэнергии. То же самое касается тепла.

Утраты воды в водопроводах в среднем по Рф составляют 15 процентов. В неких городках - 25 процентов.

В техническом отношении коммунальный комплекс остается энергоемким и ресурсозатратным. Вобщем, тут он никак не выделяется по сопоставлению с другими секторами экономики Рф.

Москва пробует защититься от этой энергоемкости и энергозатратности созданием собственных объектов малой коммунальной энергетики - газотурбинных установок, мини-ТЭЦ - в главном в районах новостроек (Куркино, Солнцево). Ведь никому не охото оплачивать теплоотдачи в сетях энергетиков, которые составляют около 4,6 процента.

Московские власти уже издавна поняли, что решение заморочек капремонта, модернизации сетей нереально без экономных ассигнований. К этой же мысли, похоже, пришел и федеральный центр. Нацпроект "Доступное жилище" и создание Госфонда содействия реформе ЖКХ - тому пример. Коммунальная ветвь очень длительно находилась в состоянии недофинансирования, и сделать лучше ее техническое и финансовое состояние только за счет людей и за счет роста тарифов оказалось нереально.

Другие новости по теме:
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
60% российского жилого фонда нуждается в капитальном ремонте
Томные русские климатические условия — со средними годичными перепадами температуры от минус 30 до плюс 30, сильными ветрами и частыми осадками — сказываются на домах далековато не наилучшим образом.
Итоги для российского жилищно-коммунального хозяйства выглядят противоречив ...
Итоги этого года для русского жилищно-коммунального хозяйства смотрятся очень противоречиво. С одной стороны, власти с наслаждением отмечают возросшую активность людей: с выбором метода управления
Прогноз. Столичный рынок недвижимости - 2006 год
Для столичного рынка недвижимости прошедший 2005 год, связанный с новым скачком цен на жилище и покупательским ажиотажем, почти во всем оказался схожим на год 2003. Начнем с того, что к началу 2003
На что пойдут полтриллиона рублей, выделяемых на капремонт?
В столичном правительстве сотворен департамент полгого ремонта жилищного фонда. Цель - лучшим образом издержать полтриллиона рублей на капремонт в 2008-2014 годах. Управляющим новейшей структуры