На что пойдут полтриллиона рублей, выделяемых на капремонт?

11 октября 2013

В столичном правительстве сотворен департамент полгого ремонта жилищного фонда. Цель - лучшим образом издержать полтриллиона рублей на капремонт в 2008-2014 годах. Управляющим новейшей структуры назначен прошлый глава департамента ЖКХ и благоустройства Артур Кескинов. К деловым качествам Артура Львовича вопросов нет: в снежные зимы он днями не покидал рабочее место. А вот планы расходования 490 миллиардов. руб. вызывают огромные сомнения. Они неминуемы в критериях, когда, по словам депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, «заказчиком и контролером выполнения программки является исполнительная власть». Но мэр Москвы залогом фуррора программки считает обширное и своевременное информирование москвичей о том, «что будет с их домом». «Чтобы они успели морально приготовиться и пережить многомесячный ремонт без отселения». Исполняем руководящие указания.

Прогулка в 2-ух соснах

Но извините, будет много вопросов к самим властям. Разберемся с 2-мя цифрами. 1-ая — размер жилищного фонда Москвы. Вообщем, в последние годы столичные власти не обожают детализировать эту цифру, ведь четкий показатель поможет подсчитать, сколько жилища в реальности строится в городке. Но время от времени откровения проскальзывают. По данным головного конструктора столицы Александра Кузьмина жилой фонд Москвы на начало 2004 года составлял 195 млн. кв. м. Власти утверждают о каждогоднем строительстве «около 5 млн. кв. м жилья» (по данным Росстата — 4,6-4,8 млн.), но с учетом сноса ветхого и аварийного жилища, каждогодная надбавка составляет менее 3,8 млн. кв. м, и к началу 2008 года объем жилищного фонда не мог превысить 210 млн. кв. м.

А по словам управляющего департамента экономической политики и развития столицы Марины Оглоблиной, на 1 января 2006 года жилищный фонд столицы составлял 198,7 млн. кв. м. (т.е. всего на 3,7 млн. кв. м больше, чем за два года ранее, но по словам А. Кузьмина) и на начало 2008 года должен составлять менее 206-207 млн. кв. м. Не будем мелочиться, примем за факт, что в Москве сейчас 210 млн. кв. м.

2-ая цифра — количество жилых домов в Москве. С ней полегче. По недавнешним данным мониторинга департамента ЖКХ, в столице 39550 жилых домов.

Где средства, Зин?

А сейчас сравним. Не дальше, как в марте этого года А. Кескинов заявлял, что в 2002 году как удовлетворительное оценивалось техническое состояние только 74% жилищного фонда, а к первому января 2006 года процент удовлетворительного технического состояния достигнул 78% от всего жилищного фонда Москвы. Таким макаром, в капремонте нуждаются 22% жилища. Но квадратных метров либо домов? В первом случае 22% — это 46,2 млн. кв. м, во 2-м — 8700 домов. Но по словам мэра, вышеозначенные полтриллиона выделяются на полный ремонт до 2014 года 13800 тыс. домов общей площадью 117,5 млн. кв. м. Так ли, так ли, но выходит, что приблизительно половина средств выделяется на капремонт некоторых метров и домов, в капремонте не нуждающихся.

Что ж, веселит уже то, что мэр отказался от ранее высказанного пожелания вполне либо отчасти «отреставрировать» 27,5 тыс. домов, либо 164 млн. кв. м жилища. Без малого 80% жилого фонда!

Появляются и другие вопросы. К примеру, для чего вообщем затевать капремонт при таких-то темпах улучшения технического состояния жилфонда? Очевидно, это происходит сначала за счет сноса аварийного и ветхого жилища, и строительства на его месте нового. На капремонт же выделялось относительно малость: 4,9 миллиардов. руб. в 2000 году, 16,5 миллиардов. рублей — в 2005-м. И при таких расходах, по словам А. Кескинова, всего за четыре года процент жилища в удовлетворительном состоянии возрос на 4 пт! Грубо говоря, через 20 лет аварийного жилища не должно остаться совсем.

Власти решили по другому. В 2008 году на капремонт будет выделено более 40 миллиардов. руб., в 2009-м — около 56 миллиардов., а предстоящем до 2014-го — по 90 миллиардов. рублей раз в год.

Естественно, жить в серьезно отремонтированном доме москвичам охото на данный момент, а не через 20 лет. Но следует подразумевать небольшую деталь: полный ремонт бывает всеохватывающим и выборочным.

Для вас с купоросом либо без купороса?

По словам сотрудника одной из столичных строй компаний, злоупотребления вероятны при любом варианте ремонта, в том числе серьезного. Но при всеохватывающем капремонте (он просит 8-9 тыс. руб. на 1 кв. м) происходит полная подмена электрики, водопроводных, канализационных и иных систем, лифтов, проектных перегородок, окон, полов и т. п., потому смета в домах 1-го типа различается только на толики процента. При выборочном ремонте (2–2,3 тыс. руб. на 1 кв. м) сети изменяются отчасти, в каждом доме персонально, потому расходы проконтролировать еще труднее.

Можем порадовать дорогих москвичей: выше 12 тыс. домов из 13,8 тыс. будут отремонтированы выборочно. При всем этом, по словам мэра, на «хрущевки», также на «сталинки» с древесными перекрытиями и другие ветхие строения средства тратиться не будут: они подлежат сносу. В перечнях на капремонт в большей степени значатся 9-12-этажные «брежневки».

Как смотрится капремонт «без отселения» многие москвичи знают на своем опыте. Приходят ремонтники, топчутся, стучат, чешут репу, задают идиотические вопросы, вроде тех, что в рассказе Ильфа и Петрова: «Вам с купоросом либо без купороса. Купорос, он оттенок дает. Но можно и без купороса». Одним словом доводят слабонервных жильцов до «кондиции согласия»: «Ребята, делайте что желаете, а лучше ничего не делайте. Все подпишу».

Но некие сопротивляются. Им генеральный директор компании «Дом.ру-Столица» Миша Мазаев рекомендует: «В случае разногласий жильцы направляют запрос в компанию, отвечающую за капремонт объекта. Если полюбовно решить вопрос не удается, то организация-ремонтник должна выдать письменный отказ. Дальше жильцы заказывают независимую экспертизу предмета споров. Если основания экспертизы позволяют обратиться в трибунал, то начинается суд. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что шанс выиграть таковой суд есть».

Кассовая дискриминация?

Очень суровые вопросы вызывает главное условие полгого ремонта за счет городского бюджета, поставленное столичными властями, — наличие в доме приятельства собственников жилища. Что отражено в заглавии самой программки — «Ответственным собственникам — отремонтированный дом». Предполагается, что жильцы, отказывающиеся от сотворения ТСЖ — безответственные личности.

«Цель ординарна и понятна, — заявил Ю. Лужков, — капремонт исключительно в тех домах, где сделаны ТСЖ, и договоры с ними о том, что они станут стопроцентно обслуживать дома после капремонта».

Все же, мэру столицы следует сверять свои предпочтения с федеральным законодательством. В этом случае с Жилищным кодексом, который допускает, поточнее, обязует избрать (ст. 161, ч. 2) один из 3-х методов управления многоквартирным домом: 1. конкретное, осуществляемое собственниками квартир; 2. средством ТСЖ, жилищного либо другого потребительского кооператива; 3. с привлечением спец управляющей компании.

Имеет ли региональное правительство право законодательно сузивать действие федерального закона? Правомерно ли ставить условие: долг страны по серьезному ремонту будет возвращен только тем, кто изберет рекомендуемую региональными властями форму управления домом из 3-х, допускаемых федеральным законом?

Мы собственный, мы новый мир...

Согласимся с тем, что большая часть ответственных собственников сами предпочтут 2-ой метод управления — ТСЖ. Вобщем, обитатели 10-ов многоквартирных домов в Астрахани, Ульяновске, Архангельске, Рязани, Твери, Армавире и других городках избрали конкретное управление. Да, в Москве далее отдельных попыток дело не пошло. Помешали наружные происшествия. Видимо, этот метод управления годится только для дружных жильцов.

Но во всяком случае он, а не ТСЖ в российском выполнении имеет право называться ячейкой самоуправления. При конкретном управлении жильцы юридически самостоятельны. Любой из их выступает одной из сторон в договорах с поставщиками коммунальных услуг (и стороной в суде, если ранее дойдет), жильцы не отвечают за чужие неплатежи и не содержат массивный аппарат управляющей компании либо ТСЖ.

Жильцы вправе выбрать уполномоченного, который от их имени по доверенности заключит договоры с компанией-поставщиком (энергии, воды и т. п.) либо просто принесет договоры жильцам на подпись и отнесет назад в компанию. Можно сделать комитет территориального публичного самоуправления (ТОС) дома либо некоммерческое партнерство, т. е. общественную компанию всех собственников дома, которая открыла бы счет в банке и все расходы вела лишь на содержание строения. Эта правовая форма достаточно всераспространена, регится в налоговом органе и стоит дешевле, чем регистрация ТСЖ.

Данные, согласно которым сейчас в столице насчитывается около 1,7 тыс. ТСЖ на 40 тыс. домов, не достаточно о чем молвят. Картина тут достаточно пестрая. Активных приятельств, без помощи других управляющих своим домом, менее четверти из этого числа (по неким данным, и совсем менее 200). Большая часть других ТСЖ вначале сделаны в новостройках в «карманном» формате или «сломались» и заключили договоры с теми же управляющими компаниями, ограничившись номинальным контролем. В конце концов, есть несколько 10-ов в особенности везучих ТСЖ, которые сами практически перевоплотился в управляющие компании: приятельство вправе соединять воединыжды сколько угодно домов, если обитатели того пожелают. Потому, кстати, ориентиры мэрии по созданию к 2014 году конкретно 30 тыс. ТСЖ кажутся маловразумительными.

Меняю капремонт на нижний этаж

Безразличие обитателей девятиэтажек к созданию приятельств полностью объяснимо. Они не лицезреют в этом особенного смысла. Им не дают огородить и по-настоящему обустроить придомовую местность, заодно обеспечив безопасность деток деньком и автомобилей ночкой. 1-ые этажи таких домов, обычно, жилые, т. е. также не могут быть применены приятельством.

Пару лет вспять прозвучала мысль расселить 1-ые этажи (отчасти даже снутри дома за счет выезжающих очередников), перевести их в нежилой фонд, передать ТСЖ для сдачи в аренду и тем обеспечить их экономическую самостоятельность. Но городские власти отнеслись к идее более чем прохладно. Официально поступления от сдачи коммерческих площадей в аренду приносят в городской бюджет только 3% поступлений, и практически столько же 1-ые этажи отымают из бюджета на ремонт и различного рода сервис. Мозгу непостижимо, почему городские бюрократы так держатся за эти 1-ые этажи и нестерпимо при всем этом мучаются.

А сейчас посчитаем. Город готов выделять по 4 тыс. руб. на ремонт 1 кв. м на каждом из 9 либо 12 этажей. Это означает, что тех же средств хватило бы на строительство квартир для обитателей 1-го этажа этого дома! В доме наверное есть те, кто готов доплатить за новейшую квартиру, практически внести строительную себестоимость и даже больше. Другими словами городской бюджет сохранил бы 500 миллиардов. руб., а ТСЖ получили бы в собственность нижний этаж — нескончаемый источник арендных платежей, который дозволит им без помощи других проводить ремонт при необходимости и с очень прозрачными сметами.

Москвичи отлично помнят, что еще совершенно не так давно ТСЖ находились в опале, а власти всячески подталкивали жильцов к выбору безальтернативной управляющей компании, где интересы обитателей защищал бы домовый комитет с совещательным голосом. Что все-таки поменялось? Откуда эта неожиданная любовь к приятельствам и недоверие к управляющим компаниям, бывшим ДЕЗам, старенькым и испытанным кадрам?

Пустяк-вопрос

1-ое. Похоже, власти, акционировав ДЕЗы, не дали им ожидавшуюся роль посредников, а обыденно помахали ручкой. Президент произнес: «Надо делать капремонт», и столичное правительство мгновенно изыскало на это 500 миллиардов. руб. О том, чтоб дать заработать на капремонте управляющим компаниям, президент ничего не гласил. Кстати, точно так же ДЕЗы были «кинуты» с основной рабочей силой — гастарбайтерами. Ранее, находясь в «госсобственности», дворники обходились без всякой регистрации и ни у 1-го человека с метлой снутри квартала милиционеры документы не инспектировали. В этом году квоты на зарубежных рабочих были сокращены в три раза, а означает, ДЕЗам придется здорово потратиться на доброжелательность проверяющих органов.

2-ое. Какие-никакие, а 14 миллиардов руб. можно получить и из Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Правда, при условии, что 5% цены ремонта возьмут на себя жильцы. Или федералы взялись воспитывать население в рыночном духе, или решили сделать дополнительный механизм контроля расходов на капремонт, но мэр столицы именовал это требование «формой политического давления» и «дурнотными наслоениями». Здесь же пообещав оплатить эти 5% «за всех москвичей без исключения». Из бюджета. Пустяк-вопрос.

Третье. Столичный стройкомплекс нуждается в суровой перестройке. Дело не столько в нехватке площадок (на самом деле их хватит еще на один жилой фонд), а в приходе на столичный рынок структур, которых стройкомплексу не переварить. Но так же просто прорваться на рынок ЖКХ новеньким навряд ли получится. Туда и начали перетекать дружеские компании стройкомплекса. Судя по замаху, капремонт по всем статьям будет соизмерим со строительством. Зная, что «капремонт по-столичному» нередко перетекает в реконструкцию с достраиванием по вертикали и по горизонтали, перспективы компаний, близких управлению стройкомплекса, смотрятся просто замечательно.

И не гласите: «А мы не знали»

В конце концов, 4-ая причина. Которая в большей степени может коснуться обитателей серьезно ремонтируемых домов.

Навряд ли найдется в Москве человек, который верует, что означенные 500 миллиардов руб. будут потрачены, вроде бы помягче сказать, идеальным образом. А поэтому нелишне побеспокоиться о том, чтоб будущие скандалы не перевоплотился в нечто похуже кризиса с обманутыми дольщиками. Простые приемы управления требуют сделать буферную структуру, которая воспримет на себя удар масс. Управляющие компании подошли бы тут лучшим образом. Но столичные власти известны как раз необычными, утонченными приемами управления. Они кое-чему научились на прошлом упадке, где буфер строй компаний-неудачников оказался очень слабым. Фразы вроде: «Нас ваши беды в бизнесе не касаются» недолго помогали бюрократам, чьи подписи стояли под вкладывательными договорами городка со строй компаниями.

В случае с капремонтом власти формально самоустраняются, не нуждаются в посреднике-буфере и ложут всю ответственность на... самих жильцов. Естественно, составят перечень ремонтных организаций, но выбор оставят городским жителям. «Процессом ремонта занимается организация, уполномоченная самими жителями дома», — объяснила в одном из недавнешних интервью Ира Генцлер, эксперт Института экономики городка. Полностью верная фраза, но за ней будет стоять форсированное создание маленьких, юридически немощных приятельств (на один дом, отсюда цель — 30 тыс. ТСЖ), конкретно перед тем, как до дома дойдет очередь заключать контракт на ремонт (отсюда растянутый на семь лет процесс сотворения этих ТСЖ). Рыночное воспитание москвичам гарантировано.

Альберт Акопян

Другие новости по теме:
60% российского жилого фонда нуждается в капитальном ремонте
Томные русские климатические условия — со средними годичными перепадами температуры от минус 30 до плюс 30, сильными ветрами и частыми осадками — сказываются на домах далековато не наилучшим образом.
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Итоги для российского жилищно-коммунального хозяйства выглядят противоречив ...
Итоги этого года для русского жилищно-коммунального хозяйства смотрятся очень противоречиво. С одной стороны, власти с наслаждением отмечают возросшую активность людей: с выбором метода управления
В.Ресин: «Нужно проанализировать 10 лет строительного комплекса»
По версии столичных властей за последние 10 лет в Москве выстроено 44 млн кв.м жилища. Предмет для гордости? 1-ый заместитель мэра в правительстве столицы, глава стройкомплекса Владимир Ресин
Прогноз. Столичный рынок недвижимости - 2006 год
Для столичного рынка недвижимости прошедший 2005 год, связанный с новым скачком цен на жилище и покупательским ажиотажем, почти во всем оказался схожим на год 2003. Начнем с того, что к началу 2003