Мэр Москвы начал борьбу с нецелевым использованием заповедников

17 сентября 2013

Одно из последних заседаний правительства Москвы завершилось большим скандалом. Мэр Юрий Лужков накинулся с обвинениями на головного конструктора столицы Александра Кузьмина, который по собственной должности курировал создание проекта планировки парка Сокольники. Проект был в итоге отторгнут с поручением провести служебное расследование. Одна из главных обстоятельств - документ был составлен так, что позволял даже строительство дома в парке, который является монументом садово-паркового искусства. Не считая того, в Сокольниках до сего времени остается огромное количество зданий, предназначение которых к функционированию парка никакого дела не имеет.

Застройка столичных зеленоватых территорий - болезненная тема. При этом не всегда идет речь о нарушающих закон личных инвесторах и потворствующих им бюрократах: планы по застройке парков возникают и на самом высочайшем уровне столичного управления. Невзирая на то, что в ближайшее время столичный мэр нескончаемо повторяет: природные границы не корректировать, ни 1-го метра зелени не отдавать. Отрезать вкусный кусок природы позволяет и столичное законодательство, при этом сделать это можно по-тихому, непублично. И, естественно, то еще событие, что земля в Москве - на вес золота. А за золотом охотников всегда было много...

На территориях столичного природного комплекса согласно столичным законам мэрия может устанавливать 5 режимов градостроительной деятельности. 1-ый режим - самый серьезный - фактически вполне воспрещает работы в парке, не считая восстановительных: реставрация нарушенных природных объектов, ремонт памятников культуры и истории. А 4-ый и 5-ый режимы соответственно самые "либеральные". Номер четыре позволяет, к примеру, вырубить старенькый сквер и посадить на его месте новый. А номер 5 подразумевает даже новое строительство построек жилищного, публичного и офисного предназначения.

Вот этот самый режим номер 5 появился и на проекте планировки Сокольников. Участок земли с таковой меткой размещен на окраине парка со стороны улицы Сокольнический Вал, в самом конце 1 - го Лучевого просека. А вообщем, согласно отвергнутому проекту, из занимаемого Сокольниками 591 гектара около 135 гектаров признавались застроенными либо вероятными для застройки. При этом на участках общей площадью 7, 8 гектара появлялась возможность строительства построек высотой 25-35 метров.

"Мы получим эффект троянского жеребца, если, освободив местности парка, построим там 30-метровые строения, - заявил на заседании правительства Москвы Лужков. - Категорически не будет допущено строительство высотного строения. Таковой дом на краю природоохранной зоны - это очень прибыльно, но совсем не годится для этой местности". Об освобождении местности мэр упомянул не просто так: по подсчетам головного конструктора Александра Кузьмина, на данный момент в Сокольниках около 3-х 10-ов сторонних объектов. Совладать с ними столичным властям никак не удается. Еще в 2004 году было принято постановление о выводе посторониих непрофильных объектов из Сокольников, также парков Измайлово и Фили. Но в июле 2007 года пришлось принимать новое постановление - о дополнительных мерах по реализации предшествующего. Это означает, что работа по зачистке природных территорий была проведена, мягко говоря, неэффективно. "Нужно вычистить все конюшни", - востребовал на заседании мэр. Остается возлагать, что с третьей пробы сделать это получится. Подразумевается, что часть сооружений просто снесут, а землю под ними покроют газонами, другую же часть зданий перепрофилируют под рекреационные цели.

В число "непрофильных" объектов Сокольников попали и корпуса самого большого комплекса на местности парка - одноименного культурно-выставочного центра. Столичные власти уже обусловились, как с ними поступить: постройки реконструируют и расположат в их досуговый центр - с тренажерными залами, бассейном, детским клубом. Не считая того, появятся в парке и новые объекты - "не противоречащие его статусу", как говорят создатели проекта планировки. К примеру, дворец мороженого.

Обсуждения в мэрии ситуации в столичных парках часто завершаются скандалами. И если в случае с Сокольниками мэр сделал выволочку Кузьмину и инициировал служебное расследование, то история с Филями завершилась увольнением директора этого парка культуры и отдыха Валерия Косабуцкого.

Такие оргвыводы сделал мэр после 1-го из заседаний правительства Москвы в марте прошедшего года. Перед этим с докладом выступил замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. "Директор Филевского парка 21 ноября 2003 года заместо мэра подписал вкладывательный договор и решил для себя выстроить офисные строения", - заявил бюрократ. Речь шла о строительстве на местности парка строения общей площадью практически 3 тыс. квадратных метров, при этом по договору 70 % площадей должны были отступить личному инвестору и только 30 % - городку. Митволь подсчитал вред от деятельности Косабуцкого: 62 млн. рублей.

Чуток наименее чем за год ранее серьезный выговор с предупреждением о неполном служебном согласовании получил от мэра управляющий дирекции природного заказника "Равнина реки Сетунь" Вячеслав Микляев, а главе Департамента природопользования и охраны среды г. Москвы Леониду Бочину и префекту Западного административного окрестность Юрию Алпатову Лужков пригрозил увольнением. Причина - провал программки по экологической реабилитации природного заказника. А именно, бюрократам за 18 месяцев так и не удалось вывести непрофильные объекты вроде гаражей и завода ароматных веществ. Но особенного прогресса не видно и на данный момент: не дальше как в ноябре прошедшего года на коллегии Департамента природопользования и охраны среды глава ведомства раскритиковал работу по развитию заказника.

Часто устраивал мэр разбор полетов и по поводу ситуации в других столичных парках. Один из новых примеров - парк Москворецкий. Последние месяцы природоохранная прокуратура Москвы и столичный Департамент природопользования часто отчитываются об инспекциях и количестве уголовных дел по фактам нелегального строительства в Москворецком. Число этих дел издавна уже превысило полсотни, есть и несколько решений суда о сносе нелегальных зданий. Основным раздражителем для городского управления стали расположенные неподалеку от Гребного канала, на берегу Москвы-реки, садоводческие приятельства "Речник" и "Огородник". Дачников, многие из которых и впрямь выстроили роскошные коттеджи, обвинили во всех грехах: и в нелегальном захвате земли, и в нарушении бессчетных экологических норм.

Вобщем, дело это оказалось очень непростым с юридической точки зрения, так что процесс выдворения дачников с драгоценной земли Москворецкого парка идет пока ни шатко ни валко. Любопытно другое: зачищая парк от незваных, исходя из убеждений столичных властей, юзеров, мэрия и сама не прочь поучаствовать в застройке Москворецкого. При этом стройка подразумевается серьезная.

Царицыно вырубили, на очереди - ЦПКиО

В сентябре 2007 года правительство Москвы в целом одобрило подготовительный проект планировки участков особо охраняемой природной местности "Природно-исторический парк Москворецкий", прилегающих к району Крылатское и Москве-реке. Как раз тех участков, на которых размещены опальные садоводческие приятельства. Этот правительственный проект вызвал возмущение экологов. Согласно документу, в последнее время в парке развернется строительство, в главном спортивное. Тут появятся, к примеру, гостиничный комплекс уже построенного ранее крытого конькобежного центра "Крылатское" с подземной автомобильной стоянкой, волейбольный комплекс, функциональный спорткомплекс, олимпийский центр хоккея на травке, скрытая картинговая трасса и т.д.. Любопытно, что ради массовой застройки парка создатели проекта его планировки предложили поменять природоохранное законодательство столицы. Дело в том, что в случае реализации проекта толика планировочных районов природного предназначения в Западном окружении составит 13, 4 % при установленном минимуме в 14 %.

Очередной недавнешний пример разнопланового решения правительства Москвы по поводу столичных зеленоватых территорий - реставрация Царицынского парка. Этот дорогостоящий проект - предмет гордости столичных властей, отреставрировавших дворцовый комплекс Царицыно (кстати, не без претензий со стороны видных архитекторов). Реставрации подверглась и природа: не так издавна парк открыли в его историческом виде эталона XVIII века. Кто бы против: осторожный постоянный парк с газоном и дорожками - красивое зрелище. Но для этого пришлось убить лесопарк с вековыми деревьями. На участке в 59 гектаров, прилегающем к северному входу в парк, в прошедшем году вырубили более 3 тыс. деревьев и поболее 200 тыс. кустарников. Меж тем Южный административный округ, на местности которого размещен парк, переполнен промпредприятиями. И поэтому каждое дерево тут - совершенно не излишний глоток воздуха.

Может грустно окончиться и другой проект столичных властей - по "облагораживанию" Центрального парка культуры и отдыха имени Горьковатого (совместно с прилегающим к нему историческим Нескучным садом). Началось с того, что осенью 2006 года правительство Москвы одобрило проект их планировки. Согласно этому документу, а именно, от ЦПКиО имени Горьковатого отрезается приличный участок площадью 1, 83 гектара (это ближний к Калужской площади угол парка, рядом с аттракционами). Этот кусочек соответственно лишается природоохранного статуса и отдается под застройку: подразумевается возвести гостиницу и театр-мюзикл, а под ними - автомобильную стоянку на более чем 600 мест.

Летом 2007 года в СМИ появилась информация: столичные власти хотят акционировать парк Горьковатого (кроме местности Нескучного сада). Это означает реализовать часть его имущества, в состав которого заходит и земляной участок площадью около 100 гектаров. Одна из обстоятельств появления таковой идеи в том, что столичное правительство не сумеет профинансировать ни строительство мюзик- холла, ни строительство гостиницы. А последствием вероятной реализации части парка может стать его застройка коммерческой и жилой недвижимостью. Вобщем, как информация проникла в СМИ, столичные бюрократы убедили общественность, что вопрос об акционировании совсем не решен и что это только один из вариантов развития ЦПКиО.

Спасение парков - полный запрет на их перепланировку Операции с целыми природоохранными комплексами провернуть неприметно фактически нереально. А вот отрезать от зеленоватых территорий городка маленькие куски - полностью. Дело в том, что согласно столичным законам правительство Москвы наделено возможностями проводить так именуемые корректировки границ природного комплекса, в том числе особо охраняемых природных территорий (ООПТ - более защищенные законом зеленоватые земли). Обычно, отрезают кусочки заповедных земель для того, чтоб в предстоящем дать их под застройку.

Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин исключительно в 2006 году высчитал 34 такие корректировки. При этом идет речь только о тех правительственных распоряжениях и постановлениях, которые оказались в открытых базах данных. Постановления столичной мэрии не всегда доступны широкой общественности даже после их принятия, а обсуждение их и подавно непубличная процедура.

По действующему закону отрезанные втихую зеленоватые местности должны восполнить - придавать природоохранный статус равнозначному по площади земляному участку. Но по сути это правило быстрее фикция. Во-1-х, не всегда участки оказываются равнозначными: в том же 2006 году, по данным Митрохина, бюрократы мэрии отрезали от столичных парков 568 гектаров, а компенсировали всего 506. Во-2-х, качество компенсации часто непонятное: заместо засаженного деревьями сквера могут предложить кусочек газона в нескольких километрах от него. "Процедура компенсации никак не значит, что взамен вырубленных деревьев высаживают столько же других, - объясняет Митрохин. - Власти городка просто присваивают статус охраняемой природной местности уже имеющимся зеленоватым насаждениям". По другому говоря, площадь ООПТ остается постоянной, но при всем этом общая площадь городской "зеленки" сокращается. Такая вот хитроумная математика. Городским жителям же не так принципиально, в каком сквере они гуляют, в особо либо не особо охраняемом. Главное, чтоб этот сквер был.

Митрохин предлагал законодательно запретить любые корректировки границ природного комплекса Москвы, но его поправки не прошли. Заместо этого городская дума приняла в октябре прошедшего года (правда, пока исключительно в первом чтении) другой законопроект, согласно которому корректировку границ столичных особо охраняемых природных территорий ограничат только временем и местом: урезать любой из парков можно будет не почаще чем каждые три года и менее чем на 1 % местности. Даже если эти поправки и воспримут в окончательном чтении, "охранной грамотой" для столичных парков они навряд ли станут. 1 % - это не так и не много. К примеру, для парка Москворецкий это 36, 6 гектара. И снова же, идет речь только об ООПТ. А не защищенные особенным охранным статусом парки, сады, скверы и кусты Москвы под поправки не попадают. Таких же большая часть.

2-ая лазейка в столичном законодательстве - право правительства Москвы устанавливать на природной местности режимы регулирования градостроительной деятельности. Два из этих режимов, как уже говорилось выше, позволяют фактически хоть какое строительство в парке. Все тот же Митрохин в том же октябре прошедшего года предлагал вообщем отменить возможность внедрения этих режимов в ООПТ, но его поправки парламентское большая часть Мосгордумы благополучно "прокатило". Аргументация что в этом, что в прошлом случае была идентичной: дескать, жесткие запреты на работы в природных зонах могут только навредить. К примеру, по воззрению депутата Мосгордумы Миши Москвина-Тарханова, отмена 4-ого и 5-ого режимов град-деятельности не дозволит, к примеру, реставрировать и поддерживать в должном состоянии исторические усадьбы. "Но ведь реконструкция памятников и строительство нужных для работы парков объектов разрешены другими режимами", - парирует Митрохин.

Спорить о полезности и вреде запретов - дело гиблое, длительное.А пока выходит, что судьба столичных парков как и раньше остается фактически полностью в руках исполнительной власти. На данный момент мэр Юрий Лужков повсевременно заявляет, что ни пяди "зеленки" не даст, корректировку границ природоохранных территорий не дозволит (как это вышло в случае с Сокольниками). Это, естественно, отлично. Но не так издавна тот же мэр своими руками подписывал большая часть постановлений о корректировках границ и о строительстве на "освобожденных" территориях. И что мешает ему либо его преемнику сделать это в дальнейшем - вопрос риторический. Пока ничего не мешает.

Другие новости по теме:
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Строительные зоны
До 2008 г. управляющий стройкомплекса Москвы Владимир Ресин на заседании правительства пообещал выстроить 18 млн кв. м жилища. Недостаток земли под застройку в столице этим потрясающим планам не
60% российского жилого фонда нуждается в капитальном ремонте
Томные русские климатические условия — со средними годичными перепадами температуры от минус 30 до плюс 30, сильными ветрами и частыми осадками — сказываются на домах далековато не наилучшим образом.
Итоги для российского жилищно-коммунального хозяйства выглядят противоречив ...
Итоги этого года для русского жилищно-коммунального хозяйства смотрятся очень противоречиво. С одной стороны, власти с наслаждением отмечают возросшую активность людей: с выбором метода управления
Архитектурные критики оценивают сегодняшний строительный бум
«Время новостей» вместе с агентством P-Arch представляет Клуб строительной критики. Невзирая на строительный бум, строительные процессы незаслуженно находятся на периферии публичного внимания. Чтоб