Москва будет развиваться хаотично, несмотря на план

21 сентября 2013

Интервью с директором Музея архитектуры Давидом Саркисяном

В последнее время правительство Москвы представит в Мосгордуму генеральный план развития городка до 2025 года, который вызвал разноплановую реакцию как у профессионалов, так и у общественности. О том, что собой представляет данный план, также о том, как смотрится сейчас Москва и какой она может стать в дальнейшем, корреспонденту РБК daily ЕКАТЕРИНЕ БЕРНОВСКОЙ сказал директор Музея архитектуры им. Щусева ДАВИД САРКИСЯН.

— Как вы оцениваете строительный вид современной Москвы?

— 1-ый раз я, обыденный русский ученый, выехал за границу в последний год русской власти, когда мне было 44 года. Париж произвел на меня такое же воспоминание, как на Сахарова в то же самое время Америка, — никакого расстройства и никакого удивления. Совершенно не люблю путешествовать, но с того времени побывал на всех материках, был даже в Стране восходящего солнца и Бразилии. После всего увиденного конкретно Москва производит потрясающее воспоминание. Нигде в мире нет таких широких улиц, магистралей, идущих прямо в сердечко городка, нигде. Это итог сталинского плана реконструкции Москвы, который был насильно наложен на старенькую Москву. Вообщем, Москва — это несколько городов, внедренных друг в друга по принципу лоскутного одеяла. Естественно, она беспорядочная, гулкая, пестрая, сумасшедшая, странноватая — привлекательная в конечном итоге. Если в целом глядеть. Если же приглядываться, то, к огорчению, обнаруживаешь массу нелепостей и варварство и бред.

— Современная Москва стремится подражать кому-то из других городов?

— Нет, Москва ни к какому определенному городку не стремится, но у нас на данный момент не по привычке неограниченное количество средств, а это всех очень очень развращает, развивает самодурство и нехороший вкус. Со времен царей, а поточнее Василия Третьего, и до Брежнева общий стиль архитектуры всей страны определялся центральной властью в неком единстве плана. Это завершилось на Горбачеве, ему было все равно, архитектура была выронена из рук и попала на откуп к местным князькам. Мы на данный момент очевидно лицезреем, что Кремль, к огорчению, третирует вопросом сохранения строительного наследства, а кремлевский вкус не стал быть камертоном для вида всей страны. Что касается соотношения столичного стиля с тем, что делается во всех других русских городках, то тут действует также очередной фактор — мощнейший водораздел меж столицей и провинцией, появившийся исключительно в русское время. Королевская Наша родина развивалась более либо наименее умеренно — строительство интенсивно велось во всех губернских городках. В Русском Союзе Москва отделилась и перевоплотился в правительство в государстве. Это было результатом экономии ограниченных сил. Но на данный момент, к огорчению, больная концентрация львиной толики денежных ресурсов исключительно в центре продолжает питать это состояние «совершенно другой страны» в одном городке.

— И нередко ли в этом государстве в государстве случаются строительные злодеяния?

— Как досадно бы это не звучало, сплошь да рядом. Мы смотрим большой вал глупостей, ошибок, злодеяний и чудачеств и очень не много всеохватывающих и хорошо обмысленных градостроительных решений мирового уровня. Есть, очевидно, и правильные решения. К примеру, Зарядье после разрушения «России», кажется, подвергнется вменяемой всеохватывающей реконструкции. Но вот то, что случилось на месте разрушенного «Интуриста», — реальная катастрофа с элементами позора. Гостиница «Интурист» была немножечко несуразным событием сначала Тверской, но ее полностью можно было демонстрировать без стыда, как факт истории, как «наш ответ Мису ван дер Роэ». То, что наше время возвело заместо нее, — Ritz-Carlton, уж вот стыд и позор, при этом воистину эпохальные! Москва в главный точке имеет сейчас эталон самой пошлой, безвкусной, купеческой и китчевой архитектуры, которую и представить для себя было нельзя. Примыкающий очаровательный «Националь» стал небольшим, съежился и перевоплотился в пародию на примыкающий дом, который его же и пародирует.

— Как же злодеяния?

— Основная катастрофа, которая у нас случилась за ближайшее время, это так именуемая реставрация Царицына. Я бы именовал это последующей вехой нашего пути к полной потере какого-нибудь уровня культуры. Катастрофа в том, что практически никто при всем этом не завопил, не стал рвать на для себя волосы и проклинать эру и власти. То, что сделали в Царицыне, нельзя делать никогда. Это была пощечина всем образованным людям, которые еще живут в Рф. Представьте для себя, что взяли и «отреставрировали» схожим методом Парфенон, сделав там бизнес-центр либо дом приемов. Аргументация: это превосходный дом, и в него необходимо возвратить жизнь, использовать. Представить для себя такое нельзя.

Но Царицыно обидеть оказалось вероятным — комплекс отстроили «чисто в стиле Казакова и Баженова». Напридумывали там интерьеры, понастроили ужасную смесь дорогих материалов и пластика. Вот и вышло очередное место, которое никому демонстрировать нельзя. В том же году произошла и реставрация дома Пашкова, полностью культурная. Вот два примера 2-ух реставраций, а люд не ощущает различия! Более того, министр культуры настроен совсем умиротворенно! Он поехал конкретно в Царицыно, чтоб объявить об окончательном разделе памятников архитектуры меж Москвой и Кремлем. Худшего зала представить для себя нельзя. Означает, у нас такая культура. Означает, мы совсем не стали осознавать, что такое подлинное, и скоро весь город Москва переродится в подобие торгового центра под Манежной площадью. Повторюсь: и будет Москва как смесь Диснейленда, Лас-Вегаса и турецкого курорта.

— А какие-то новые проекты для вас нравятся?

— На данный момент уже выросла новенькая плеяда архитекторов, имеющих уровень мирового класса. Их пока очень мало. Но в этом году пройдет 1-ая в Москве строительная биеннале, и у меня есть мысль выступить на ней куратором. На биеннале мы и покажем 10-ку наилучших архитекторов из наших новых огромных личностей, покажем, что они есть.

Из неплохого вот — проект Сити, очень солидная вещь. В отличие от газ­промовской башни, угрожающей Питеру, Сити не портит Москву. Куда больше ее портит, к примеру, мерзкая башня Swissotel, которую я бы точно снес либо закрыл оболочкой. Когда-то из Кремля была видна наикрасивейшая и величавая панорама Замоскворечья, но сейчас она погибла, попранная мерзким силуэтом с кастрюлей на крыше. Мода ставить разнородные небоскребы рядом наименее травматична, хотя они в ткань городка плохо вписываются, но в едином кластере это как-то проходит. Из желания раскидать новые высотки по кольцу по периметру Москвы непонятно что может получиться, а ведь есть на данный момент мысль сделать 2-ое кольцо небоскребов. Вобщем, при неплохом вкусе, при тактичном конструкторе, который надзирает за строительным процессом и имеет власть, правильные решения все-же вероятны. Наш главный конструктор Кузьмин — человек очень образованный, но он, к огорчению, всегда гласит, что не может ни на что воздействовать, что у него нет никакой власти. Это прискорбно.

— А почему?

— К примеру, вход на Арбат убит не­пропорционально огромным домом, который стоит с левой стороны от «Праги». Я читал интервью Кузьмина, где он гласит: я не знал, что делать, я был против, но его все равно выстроили. Если главный конструктор городка не может запретить таковой дом, то, означает, вправду власти у него нет. Вот потихонечку стали строить в Москве иноземцы, и здесь же у нас немедля случился очевидный перебор, к примеру с Норманом Фостером. Он строит в Москве в 6 различных точках. То, что он предлагает в Зарядье, еще среднеарифметически благопристойно, хотя я только-только вызнал о том, что фасады там собираются переработать и сделают их в стиле Огромного Кремлевского дворца Баженова. Другими словами желают выстроить рядом с Кремлем то, что должно было бы поменять Кремль. Может, это отлично, а может, и плохо — нужно еще мыслить и мыслить. А вот в Питере Фостер — соучастник «архитектурного преступления»: он собирается сломать замечательное здание Фрунзенского универмага, которое стоит на Обводном канале. Это один из немногих примеров питерского конструктивизма, при этом очень великодушного, безупречных пропорций, отлично вписавшегося в старенькый Питер и не портящего его. Этот дом сломать ради рядового бизнес-центра Фостер просто не имеет права. Он был должен бы первым выступить против. Но звезды средства обожают больше тех городов, куда их приглашают на гастроли.

— А генеральный план застройки Москвы до 2025 года?

— Этот генплан — итог большой работы. Но в момент собственного рождения этот план уже встречался с критикой собственных количественных характеристик. Я почему-либо не думаю, что планом этим вправду руководствуются, что он очень определяет что-то на данный момент. Как главный конструктор у нас, как выяснилось, ничего не может запретить, так и на генплан, боюсь, никто оглядываться не станет… Так что Москва как развивалась, так и будет развиваться беспорядочно. Чего бы от этого плана хотелось? Чтоб он учитывал создание новых градостроительных ансамблей. Этого я не увидел. Хотелось бы, чтоб были парки, чтоб привокзальные площади не застраивались. У нас есть тенденция к сильному уплотнению. Давление населения на город только возрастает. Естественно, без генплана всегда ужаснее, чем с генпланом. И все же в сегодняшнем совершенно не заметны градостроительные красы. В городке должны быть пространственные паузы, цезуры. Их нет. Мы все застроили.

Давид Саркисян родился в 1947 году в Ереване. Обучался в МГУ им. Ломоносова на специальности «физиология человека», создатель лекарст­ва амиридин, применяющегося при лечении заболевания Альцгеймера. Ушел в кино. Давид Саркисян — создатель сценариев и режиссер 20 кинофильмов. Он был ассистентом режиссера в кинофильме Рустама Хамдамова Anna Karamazoff с ролью Жанны Моро. Сначала 90-х сотрудничал с парижской газетой «Русская мысль» в качестве кинокритика. Давид Сарксиян — обладатель коллекции живописи и графики, один из создателей галереи «Дом Нащокина». С 1 января 2000 года директор Музея архитектуры.

Другие новости по теме:
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Архитектурные критики оценивают сегодняшний строительный бум
«Время новостей» вместе с агентством P-Arch представляет Клуб строительной критики. Невзирая на строительный бум, строительные процессы незаслуженно находятся на периферии публичного внимания. Чтоб
Итоги для российского жилищно-коммунального хозяйства выглядят противоречив ...
Итоги этого года для русского жилищно-коммунального хозяйства смотрятся очень противоречиво. С одной стороны, власти с наслаждением отмечают возросшую активность людей: с выбором метода управления
60% российского жилого фонда нуждается в капитальном ремонте
Томные русские климатические условия — со средними годичными перепадами температуры от минус 30 до плюс 30, сильными ветрами и частыми осадками — сказываются на домах далековато не наилучшим образом.
Столице приказали понизить этажность
"В наиблежайшие месяцы в Москве заработают новые правила застройки, запрещающие строить высотные строения в исторических районах", - порадовал москвичей замминистра регионального развития Сергей