С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Недоступное доступное жилье
12 октября 2013
Подпрограмма "Обеспеченье жильем юных семей" (ОЖМС) федеральной мотивированной программки "Жилье" на 2002–2010 годы начала работать в 2002 году. На пилотном отрезке с 2002 по 2005 годы она демонстрировала довольно отличные результаты. А в 2007 году подпрограмма побила рекорд по числу неиспользованных федеральных средств, выделенных на реализацию ОЖМС.
В мае 2008 года Счетная палата РФ обнародовала результаты проверки нацпроекта "Доступное жилище". Оказалось, что около 30% из выделенных на подпрограмму "Обеспечение жильем юных семей" средств не было израсходовано. "Условия предоставления субсидии и ее размер не дозволили принять роль в подпрограмме практически 25% планируемых к роли юных семей, что в итоге привело к сокращению количества участников и невыполнению установленных характеристик", – так растолковало ведомство недорасход средств. В 2006 году только 5% бюджета программки осталось неиспользованным.
Если сопоставить условия предоставления субсидий, которые действовали до 2006 года, то, непременно, нынешние правила еще приемлемее. К примеру, на этот момент в программке могут участвовать неполные юные семьи и семьи без деток, тогда как ранее только полные семьи при рождении малыша могли рассчитывать на помощь при решении жилищной препядствия в рамках подпрограммы. Вобщем, и одной из главных целей ОЖМС тогда было улучшение демографической ситуации. Но даже корректировка критерий предоставления средств федерального бюджета делают сейчас подпрограмму труднодоступной многим семьям.
Согласно правилам предоставления субсидий в рамках ОЖМС, юная семья, у которой нет малышей, может рассчитывать на финансовую помощь в размере 35% от средней цены жилища в регионе, семьи с одним и поболее ребенком – на 40%-ную помощь. При всем этом возможный участник подпрограммы должен документально подтвердить, что имеет достаточные доходы на оплату оставшейся цены квартиры – это одно из обязательных критерий роли в федеральной подпрограмме. Согласно ОЖМС, норма жилища для семьи из 2-ух человек составляет 42 кв. м, а на 3-х и поболее – по 18 кв. м на 1-го человека. Другими словами нельзя рассчитывать на субсидию при приобретении жилища площадью меньше установленной нормы. И, конечно, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных критерий.
А сейчас посчитаем. Возьмем, например, среднерыночную цена квадратного метра жилища в Туле. На сегодня эта цифра добивается порядка 40–50 тыщ рублей. Таким макаром, чтоб приобрести квартиру установленной подпрограммой площадью, семье из 2-ух человек будет нужно 2,1 млн рублей. Субсидия погасит только 735 тыщ рублей. Другими словами семья обязана иметь возможность заплатить около 1,5 млн рублей из собственных доходов. По данным Росстата, на февраль 2008 года средний заработок обитателя в Тульской области не достигал и 10 тыщ рублей. Даже если представить, что юная семья зарабатывает вдвое больше средних доходов по региону, все равно на собственный месячный доход она навряд ли сумеет приобрести больше 1-го квадратного метра жилища. А каких-то существенных скоплений у людей в возрасте до 30 лет (конкретно таковой возрастной порог для получения субсидии по подпрограмме), обычно, еще как бы нет. Таким макаром, главной помехой для роли в ОЖМС можно именовать нехватку собственных средств. Вобщем, если б цена жилища была ниже, это условие программки было бы куда осуществимее для большего числа юных семей.
Президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента ценообразования Ассоциации строителей Рф (АСР) Павел Горячкин, гласит, что 15–30% от цены готового жилища приходится на землю, порядка 200–400 баксов на квадратный метр – это стоимость обеспечения дома инженерными коммуникациями. Таким макаром, около 30–50% цены жилища приходится на нестроительные расходы. Многие спецы рынка считают, что правительство в состоянии сделать жилище более легкодоступным, субсидируя непроизводственные расходы при строительстве – землю и коммуникации. Такие же меры необходимо принимать и при развитии низкоэтажного строительства, которое в ближайшее время все почаще именуют одним из вариантов решения вопроса доступности жилища.
Вице-президент АСР Владимир Пономарев вообщем считает, что не стоит навязывать людям собственность. "Не нужно заставлять людей обзаводиться своей крышей. Человек не может, а ему молвят: "покупай!" Мы плодим нищих, не способных к управлению собственной собственностью своими силами, а с другой стороны, мы искусственно уменьшаем количество людей, которые могут позволить для себя господдержку", – гласит Владимир Пономарев. С его точки зрения будущее доступного жилища – за соц и некоммерческим наймом. Но, после того как 23 мая 2008 года Госдума сняла запрет на бесплатную приватизацию общественного жилища, приобретенного гражданами Рф после 1 марта 2005 года, регионам будет нерентабельно возводить дома для сдачи их в соц наем.
То, что субъекты РФ не будут торопиться с строительством общественного жилища после разрешения приватизации, отмечал еще глава Минрегиона Дмитрий Козак. Бесплатная передача квартир в собственность будет действовать еще до 2010 года.
В любом случае ясно, что в подпрограмму "Обеспечение жильем юных семей" необходимо заносить корректировки.
Софья Комлёнок
В мае 2008 года Счетная палата РФ обнародовала результаты проверки нацпроекта "Доступное жилище". Оказалось, что около 30% из выделенных на подпрограмму "Обеспечение жильем юных семей" средств не было израсходовано. "Условия предоставления субсидии и ее размер не дозволили принять роль в подпрограмме практически 25% планируемых к роли юных семей, что в итоге привело к сокращению количества участников и невыполнению установленных характеристик", – так растолковало ведомство недорасход средств. В 2006 году только 5% бюджета программки осталось неиспользованным.
Если сопоставить условия предоставления субсидий, которые действовали до 2006 года, то, непременно, нынешние правила еще приемлемее. К примеру, на этот момент в программке могут участвовать неполные юные семьи и семьи без деток, тогда как ранее только полные семьи при рождении малыша могли рассчитывать на помощь при решении жилищной препядствия в рамках подпрограммы. Вобщем, и одной из главных целей ОЖМС тогда было улучшение демографической ситуации. Но даже корректировка критерий предоставления средств федерального бюджета делают сейчас подпрограмму труднодоступной многим семьям.
Согласно правилам предоставления субсидий в рамках ОЖМС, юная семья, у которой нет малышей, может рассчитывать на финансовую помощь в размере 35% от средней цены жилища в регионе, семьи с одним и поболее ребенком – на 40%-ную помощь. При всем этом возможный участник подпрограммы должен документально подтвердить, что имеет достаточные доходы на оплату оставшейся цены квартиры – это одно из обязательных критерий роли в федеральной подпрограмме. Согласно ОЖМС, норма жилища для семьи из 2-ух человек составляет 42 кв. м, а на 3-х и поболее – по 18 кв. м на 1-го человека. Другими словами нельзя рассчитывать на субсидию при приобретении жилища площадью меньше установленной нормы. И, конечно, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных критерий.
А сейчас посчитаем. Возьмем, например, среднерыночную цена квадратного метра жилища в Туле. На сегодня эта цифра добивается порядка 40–50 тыщ рублей. Таким макаром, чтоб приобрести квартиру установленной подпрограммой площадью, семье из 2-ух человек будет нужно 2,1 млн рублей. Субсидия погасит только 735 тыщ рублей. Другими словами семья обязана иметь возможность заплатить около 1,5 млн рублей из собственных доходов. По данным Росстата, на февраль 2008 года средний заработок обитателя в Тульской области не достигал и 10 тыщ рублей. Даже если представить, что юная семья зарабатывает вдвое больше средних доходов по региону, все равно на собственный месячный доход она навряд ли сумеет приобрести больше 1-го квадратного метра жилища. А каких-то существенных скоплений у людей в возрасте до 30 лет (конкретно таковой возрастной порог для получения субсидии по подпрограмме), обычно, еще как бы нет. Таким макаром, главной помехой для роли в ОЖМС можно именовать нехватку собственных средств. Вобщем, если б цена жилища была ниже, это условие программки было бы куда осуществимее для большего числа юных семей.
Президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента ценообразования Ассоциации строителей Рф (АСР) Павел Горячкин, гласит, что 15–30% от цены готового жилища приходится на землю, порядка 200–400 баксов на квадратный метр – это стоимость обеспечения дома инженерными коммуникациями. Таким макаром, около 30–50% цены жилища приходится на нестроительные расходы. Многие спецы рынка считают, что правительство в состоянии сделать жилище более легкодоступным, субсидируя непроизводственные расходы при строительстве – землю и коммуникации. Такие же меры необходимо принимать и при развитии низкоэтажного строительства, которое в ближайшее время все почаще именуют одним из вариантов решения вопроса доступности жилища.
Вице-президент АСР Владимир Пономарев вообщем считает, что не стоит навязывать людям собственность. "Не нужно заставлять людей обзаводиться своей крышей. Человек не может, а ему молвят: "покупай!" Мы плодим нищих, не способных к управлению собственной собственностью своими силами, а с другой стороны, мы искусственно уменьшаем количество людей, которые могут позволить для себя господдержку", – гласит Владимир Пономарев. С его точки зрения будущее доступного жилища – за соц и некоммерческим наймом. Но, после того как 23 мая 2008 года Госдума сняла запрет на бесплатную приватизацию общественного жилища, приобретенного гражданами Рф после 1 марта 2005 года, регионам будет нерентабельно возводить дома для сдачи их в соц наем.
То, что субъекты РФ не будут торопиться с строительством общественного жилища после разрешения приватизации, отмечал еще глава Минрегиона Дмитрий Козак. Бесплатная передача квартир в собственность будет действовать еще до 2010 года.
В любом случае ясно, что в подпрограмму "Обеспечение жильем юных семей" необходимо заносить корректировки.
Софья Комлёнок