С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Александр Милявский: «Город должен развиваться»
13 октября 2013
Столичная городская Дума хочет предложить Госдуме внести в Земляной кодекс поправки, разрешающие резервировать и изымать у собственников землю под строительство общественного жилища. Собственный комментарий к такому решению отдал корреспонденту «КР» Александр Милявский, заместитель председателя комиссии по многообещающему развитию и градостроительству столичной Думы.
Справа гора, слева – обрыв
– Я был одним из инициаторов поправки. Бурная реакция, которую она вызвала, разъясняется, на мой взор, сначала, тем, что не все сообразили, о чем фактически речь идет. Разберемся снова.
Статьей 49 Земляного кодекса РФ предвидено, что правительство может изъять земляной участок для муниципальных нужд у собственника в исключительных случаях: строятся стратегические объекты – дороги, электростанции, расширяется пограничная зона. Но изъять можно не всегда, а только в уникальных случаях, когда нет других вариантов!
Что это означает? К примеру, в определенном месте, должна пройти дорога федерального значения. На одном ее отрезке имеется участок, который принадлежит собственнику. Если есть возможность его обойти, и проложить дорогу в другом месте, закон обязует этим пользоваться. В таком случае правительство не имеет права изымать земляной участок. А вот если другого пути нет (допустим, справа – гора, слева – обрыв), тогда по определенной процедуре земля резервируется и изымается у собственника. Но не безвозмездно, а методом выкупа.
Мы хотим предложить внести дополнение в статью 49 Земляного кодекса, расширить этот список: предугадать возможность резервирования и изъятия земель в исключительных случаях для строительства жилища по госзаказу и стопроцентно на экономные средства. Другими словами в список уникальных случаев внести очередной: резервировать участки, когда правительство строит соц жилище для бесплатной передачи его очередникам. При условии, подчеркиваю, если заказчиком выступает правительство, другими словами в нашем случае субъект страны – Москва. И если строительство идет на сто процентов на средства из городской казны.
Цель, которая при всем этом достигается, – решение чисто соц задач. Вот, в чем смысл малеханькой поправки, которую мы хотим предложить внести в статью 49 Земляного кодекса РФ. Считаем, что эти конфигурации будут содействовать выполнению государственного проекта «Доступное и комфортабельное жилище – гражданам России».
Никакой коммерции!
– Александр Борисович, имеет ли предлагаемая поправка отношение к коммерческим проектам?
– Нет, никакого.
Понятно, что люди ожидают нового жилища по 15-20 лет, живут в тесноте, считают каждый денек до грядущего новоселья. А площадок, применимых для строительства многоэтажек, остается меньше. В городке сложился острый недостаток площадей под соц жилище. Меж тем, есть большие производственные местности, на которых можно его строить. Но для этого нужен механизм изъятия таких земель.
Представим, найдена площадка, где можно возвести 100 тыщ квадратных метров общественного жилища, выстроить не один высотный дом, переселить людей из тесноватых квартир. Но в центре находится чей-то участок, и обойти его нельзя. Если бросить – тогда в центре нового микрорайона появляется островок, который нарушит всю планировку проекта. И выстроить можно будет уже не 100 тыщ квадратных метров, а в два-три раза меньше. Как следует, часть очередников не получит квартиры, будет жить в тесноте еще пару лет. Как поступать в схожих случаях?
На наш взор, будет уместно, если правительство воспримет решение о резервировании такового участка, а в предстоящем – изъятии и покупке его у собственника. Предлагаемая поправка как раз и позволяет это сделать, когда другой способности выстроить соц жилище в этом определенном месте, нет. А в итоге, поправка дает возможность делать программку строительства многоквартирных домов за счет бюджета и развиваться городку.
– Но не все депутаты согласились с схожими резонами, хотя большая часть проголосовало «за».
– Можно сказать, что наша поправка вызвала самые жаркие обсуждения. Оппоненты задают вопрос: почему вдруг соц жилище стало уникальным? Отвечаем: оно не стало уникальным, уникальным является сам случай. А когда случай является уникальным, вы открываете список и смотрите – можно либо нельзя изъять этот участок. К слову сказать, в статье есть пункт – «иные». Его и сейчас можно обширно использовать, но исключительно в отношении земель, находящихся в принадлежности субъекта Федерации.
У нас в Москве, к огорчению, собственность на землю верно не разграничена. Город не является собственником земляных участков, не считая тех, на которых стоят его строения и сооружения.
Желаю направить внимание на принципно принципиальный момент: земля не забирается, а выкупается. Если идет речь только о здании, то это делается по схеме, зафиксированной в Жилищном кодексе РФ. Если же участок приватизирован – по Земляному и Градостроительному кодексам.
– Напомните, пожалуйста, что же это все-таки за схемы.
– Схема обычная. О резервировании земли собственник предупреждается за год. Далее покупателю (государству) предстоит договариваться о стоимости. Другими словами найти договорную стоимость, при которой собственник согласен, а правительство готово купить земляной участок и имущество. По федеральному закону об оценочной деятельности проводится независящая оценка. Допустим, собственник с ней не согласен. Он имеет право взять другого оценщика, только платить за это придется ему самому.
– Определяется справедливая выкупная стоимость?
– Выкупная стоимость – сложное всеохватывающее понятие. Оно содержит в себе рыночную цена имущества и упущенную выгоду (прибыль, которую вы могли бы получить, скажем, сдавая участок в аренду). Учитываются также ваши обязательства перед третьими лицами. Правительство компенсирует утраты третьим лицам, которым вы сдали в аренду участок либо имущество. Оно берет на себя всю финансовую ответственность за невыполнение обязанностей по договору, ранее подписанному собственником. И он получает очень вероятную выкупную стоимость. Если представления не совпадают
– Бывают случаи, когда торговец и клиент не могут условиться о стоимости. Представления даже у проф оценщиков не всегда совпадают.
– Не смогли условиться – решение о выкупной стоимости имущества воспримет трибунал. Думаю, в данном случае хоть какой торговец получит справедливую и достойную компенсацию, которая дозволит ему приобрести дом, участок, если они ему необходимы, при этом в этом же районе. А может быть, и принесет дополнительную выгоду.
Есть и другой вариант. Заместо выкупной цены город может отыскать метод предоставить другой удачный участок земли, жилище. Переговоры ведутся стопроцентно на коммерческой базе.
– Сейчас постановление городской Думы об конфигурациях в Земляной кодекс РФ будет ориентировано на обсуждение в Муниципальную Думу?
– Возлагаем надежды, наши коллеги прислушаются к воззрению и резонам столичных депутатов.
О нашем собеседнике
Александр Борисович Милявский родился в 1963 году. Закончил Минский радиотехнический институт и Столичный муниципальный институт интернациональных отношений (институт) МИД Рф. Перед избранием в городскую Думу был президентом ОАО Столичный телевизионный завод «Рубин». Избран депутатом МГД в декабре 2005-го.
Заместитель председателя комиссии Гордумы по многообещающему развитию и градостроительству. Член комиссий Думы: бюджетно-финансовой; по экологической политике. Член объединенной комиссии Столичной городской и Столичной областной Дум по координации законотворческой деятельности.
Светлана Амелехина
Справа гора, слева – обрыв
– Я был одним из инициаторов поправки. Бурная реакция, которую она вызвала, разъясняется, на мой взор, сначала, тем, что не все сообразили, о чем фактически речь идет. Разберемся снова.
Статьей 49 Земляного кодекса РФ предвидено, что правительство может изъять земляной участок для муниципальных нужд у собственника в исключительных случаях: строятся стратегические объекты – дороги, электростанции, расширяется пограничная зона. Но изъять можно не всегда, а только в уникальных случаях, когда нет других вариантов!
Что это означает? К примеру, в определенном месте, должна пройти дорога федерального значения. На одном ее отрезке имеется участок, который принадлежит собственнику. Если есть возможность его обойти, и проложить дорогу в другом месте, закон обязует этим пользоваться. В таком случае правительство не имеет права изымать земляной участок. А вот если другого пути нет (допустим, справа – гора, слева – обрыв), тогда по определенной процедуре земля резервируется и изымается у собственника. Но не безвозмездно, а методом выкупа.
Мы хотим предложить внести дополнение в статью 49 Земляного кодекса, расширить этот список: предугадать возможность резервирования и изъятия земель в исключительных случаях для строительства жилища по госзаказу и стопроцентно на экономные средства. Другими словами в список уникальных случаев внести очередной: резервировать участки, когда правительство строит соц жилище для бесплатной передачи его очередникам. При условии, подчеркиваю, если заказчиком выступает правительство, другими словами в нашем случае субъект страны – Москва. И если строительство идет на сто процентов на средства из городской казны.
Цель, которая при всем этом достигается, – решение чисто соц задач. Вот, в чем смысл малеханькой поправки, которую мы хотим предложить внести в статью 49 Земляного кодекса РФ. Считаем, что эти конфигурации будут содействовать выполнению государственного проекта «Доступное и комфортабельное жилище – гражданам России».
Никакой коммерции!
– Александр Борисович, имеет ли предлагаемая поправка отношение к коммерческим проектам?
– Нет, никакого.
Понятно, что люди ожидают нового жилища по 15-20 лет, живут в тесноте, считают каждый денек до грядущего новоселья. А площадок, применимых для строительства многоэтажек, остается меньше. В городке сложился острый недостаток площадей под соц жилище. Меж тем, есть большие производственные местности, на которых можно его строить. Но для этого нужен механизм изъятия таких земель.
Представим, найдена площадка, где можно возвести 100 тыщ квадратных метров общественного жилища, выстроить не один высотный дом, переселить людей из тесноватых квартир. Но в центре находится чей-то участок, и обойти его нельзя. Если бросить – тогда в центре нового микрорайона появляется островок, который нарушит всю планировку проекта. И выстроить можно будет уже не 100 тыщ квадратных метров, а в два-три раза меньше. Как следует, часть очередников не получит квартиры, будет жить в тесноте еще пару лет. Как поступать в схожих случаях?
На наш взор, будет уместно, если правительство воспримет решение о резервировании такового участка, а в предстоящем – изъятии и покупке его у собственника. Предлагаемая поправка как раз и позволяет это сделать, когда другой способности выстроить соц жилище в этом определенном месте, нет. А в итоге, поправка дает возможность делать программку строительства многоквартирных домов за счет бюджета и развиваться городку.
– Но не все депутаты согласились с схожими резонами, хотя большая часть проголосовало «за».
– Можно сказать, что наша поправка вызвала самые жаркие обсуждения. Оппоненты задают вопрос: почему вдруг соц жилище стало уникальным? Отвечаем: оно не стало уникальным, уникальным является сам случай. А когда случай является уникальным, вы открываете список и смотрите – можно либо нельзя изъять этот участок. К слову сказать, в статье есть пункт – «иные». Его и сейчас можно обширно использовать, но исключительно в отношении земель, находящихся в принадлежности субъекта Федерации.
У нас в Москве, к огорчению, собственность на землю верно не разграничена. Город не является собственником земляных участков, не считая тех, на которых стоят его строения и сооружения.
Желаю направить внимание на принципно принципиальный момент: земля не забирается, а выкупается. Если идет речь только о здании, то это делается по схеме, зафиксированной в Жилищном кодексе РФ. Если же участок приватизирован – по Земляному и Градостроительному кодексам.
– Напомните, пожалуйста, что же это все-таки за схемы.
– Схема обычная. О резервировании земли собственник предупреждается за год. Далее покупателю (государству) предстоит договариваться о стоимости. Другими словами найти договорную стоимость, при которой собственник согласен, а правительство готово купить земляной участок и имущество. По федеральному закону об оценочной деятельности проводится независящая оценка. Допустим, собственник с ней не согласен. Он имеет право взять другого оценщика, только платить за это придется ему самому.
– Определяется справедливая выкупная стоимость?
– Выкупная стоимость – сложное всеохватывающее понятие. Оно содержит в себе рыночную цена имущества и упущенную выгоду (прибыль, которую вы могли бы получить, скажем, сдавая участок в аренду). Учитываются также ваши обязательства перед третьими лицами. Правительство компенсирует утраты третьим лицам, которым вы сдали в аренду участок либо имущество. Оно берет на себя всю финансовую ответственность за невыполнение обязанностей по договору, ранее подписанному собственником. И он получает очень вероятную выкупную стоимость. Если представления не совпадают
– Бывают случаи, когда торговец и клиент не могут условиться о стоимости. Представления даже у проф оценщиков не всегда совпадают.
– Не смогли условиться – решение о выкупной стоимости имущества воспримет трибунал. Думаю, в данном случае хоть какой торговец получит справедливую и достойную компенсацию, которая дозволит ему приобрести дом, участок, если они ему необходимы, при этом в этом же районе. А может быть, и принесет дополнительную выгоду.
Есть и другой вариант. Заместо выкупной цены город может отыскать метод предоставить другой удачный участок земли, жилище. Переговоры ведутся стопроцентно на коммерческой базе.
– Сейчас постановление городской Думы об конфигурациях в Земляной кодекс РФ будет ориентировано на обсуждение в Муниципальную Думу?
– Возлагаем надежды, наши коллеги прислушаются к воззрению и резонам столичных депутатов.
О нашем собеседнике
Александр Борисович Милявский родился в 1963 году. Закончил Минский радиотехнический институт и Столичный муниципальный институт интернациональных отношений (институт) МИД Рф. Перед избранием в городскую Думу был президентом ОАО Столичный телевизионный завод «Рубин». Избран депутатом МГД в декабре 2005-го.
Заместитель председателя комиссии Гордумы по многообещающему развитию и градостроительству. Член комиссий Думы: бюджетно-финансовой; по экологической политике. Член объединенной комиссии Столичной городской и Столичной областной Дум по координации законотворческой деятельности.
Светлана Амелехина