С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Почему столица отказалась от федеральных денег на капремонт жилых домов
16 октября 2013
Москва могла получить от Фонда содействия реформированию ЖКХ 8 млрд рублей, предназначенных на капремонт жилища. Это наибольшая сумма, на которую могли претендовать регионы. Но заместо этого без излишнего шума отказалась от средств.
Еще в мае столичное правитель ство приняло постановление, которым отменило поручения, направленные на выполнение критерий предоставления денежной поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ, заявив, что сделает ремонт своими силами. В 2008 году на эти цели городской бюджет готов издержать 41 млрд рублей. Позицию городских властей Юрий Лужков так растолковал на собрании городского актива работников социальной сферы: дополнительные млрд выделяются федеральным Фондом при условии перехода на стопроцентную оплату городскими жителями жилищно-коммунальных услуг. Москва на это не может согласиться. Сейчас город дотирует выше 40 процентов от цены жилищно-коммунальных услуг и не собирается отрешаться от дотаций. По словам мэра, в бюджете этого года больше половины расходов прямо либо косвенно ориентированы на социальную поддержку москвичей, в том числе на оплату коммунальных услуг.
Казалось бы, инцидент исчерпан - другим регионам больше достанется.
Но на деньках глава госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" Константин Цицин, выступая на заседании наблюдательного совета Фонда, выразил сожаление по поводу "нежелания Москвы пользоваться способностями по улучшению жилищных критерий москвичей". И даже именовал схожую позицию столичных властей "выдуманным препятствием" на пути реформы жилищно-коммунальной отрасли, выделив, что таковой шаг "дезориентирует обитателей Москвы в вопросе имеющегося порядка проведения полгого ремонта многоквартирных домов". Московские власти не стерпели.
Мэр Москвы Юрий Лужков именовал заявление Константина Цицина об отказе столицы от 8 млрд рублей на капремонт жилища "провокацией". По его воззрению, федеральный бюрократ не договаривает, из-за чего столичным властям пришлось отрешиться от средств. Пресс-секретарь мэра Сергей Цой сказал журналистам: "Юрий Лужков и ранее гласил и на данный момент подтверждает, что город не допустит действий, которые могут привести к ухудшению жизни москвичей". И выделил: "Москва - единственный город, который берет на себя более 50 процентов оплаты услуг ЖКХ".
По поводу догадки, как будто правительство Москвы не берет у фонда средства так как не желает утратить управление средствами, направленными на капремонт, Цой выразился очень образно: "Город управлял и будет управлять своими средствами. А Фонд желает пришить пальто к пуговице". Естественно, 8 млрд и для Москвы не излишние, но вопрос в другом: какой ценой они достанутся?
Для получения федеральных средств Фонд содействия выставил полтора 10-ка неприемлемых критерий, откомментировал ситуацию для "РГ" Леонид Браткин, управляющий пресс-службы комплекса экономической политики Москвы. А именно, два года отведено на переход к стопроцентной оплате коммунальных услуг. Естественно, с течением времени так и будет, но равномерно - по мере роста доходов населения.
- Москва не будет пока снижать социальную поддержку, - произнес Браткин. - На данный момент в городке существует льготная система субсидирования. Если цена коммунальных услуг превосходит 10 процентов от совокупного дохода семьи, то ей положена субсидия, а по федеральным меркам - ее дают только с 20 процентов.
Браткин не прячет, что конфликт интересов в этой ситуации находится. К примеру, Москве принципиально сохранить контроль за водо- и теплоснабжением. А реформирование ЖКХ через Фонд базируется на принципах демонополизации отрасли. Для получения федеральных средств регионы должны наращивать долю коммерческих компаний коммунального хозяйства. Но захочут ли те вкладывать средства в развитие отрасли? И тут как раз важен контроль властей.
Короче, власти сочли, что 8 млрд рублей не стоят тех жертв, на которые придется пойти москвичам. Это капля в море - по сопоставлению с 600 млрд, которые столица планирует издержать на капремонт жилища до 2014 года. Потому Москва, судя по всему, будет действовать исходя из собственной модели реформирования ЖКХ.
В фонде вчера резкие заявления столичных чиновников комментировать отказались. Но заявили, что ситуация, сложившаяся с Москвой, уникальна. На сегодня заявки на внедрение федеральных средств поступили уже от 42 русских регионов на общую сумму более 25 млрд рублей. Другими словами уже больше половины регионов приняли "правила игры", предложенные законом о фонде содействия коммунальной реформе. По словам Константина Цицина, о готовности войти в программку в последнее время заявили 70 субъектов Федерации. Не считая столицы, ни с одним другим регионом (даже с теми, которые пока в силу невыполненных критерий, определенных законом, в программку капремонта и переселения войти не могут) суровых разногласий в прочтении закона у фонда не появилось.
Хотя, напомним, сходу после его принятия многие губернаторы и мэры называли закон "очень жестким", а предъявляемые им требования "неосуществимыми". Речь, кроме перевода коммунального хозяйства на коммерческие рельсы, также идет о поэтапной отмене перекрестного субсидирования в коммунальном секторе, прекращении экономных "вливаний" в коммуналку, переводе населения на полную оплату жилища и услуг по экономически обоснованным тарифам, разработке определенного количества приятельств собственников жилища и неких других мерах. Только при выполнении всех этих критерий, которые созданы для обеспечения прозрачности работы коммунального хозяйства, регионы могут рассчитывать на получение федеральных средств. В 15 регионах, подчеркивают в фонде, ремонт уже идет, а в отдельных домах - в Тамбовской, Воронежской, Томской областях, - даже закончен. 6 регионов-лидеров подали уже вторую заявку - на выделение еще одного транша федеральных средств.
Ира Невинная, Ольга Нестерова
Еще в мае столичное правитель ство приняло постановление, которым отменило поручения, направленные на выполнение критерий предоставления денежной поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ, заявив, что сделает ремонт своими силами. В 2008 году на эти цели городской бюджет готов издержать 41 млрд рублей. Позицию городских властей Юрий Лужков так растолковал на собрании городского актива работников социальной сферы: дополнительные млрд выделяются федеральным Фондом при условии перехода на стопроцентную оплату городскими жителями жилищно-коммунальных услуг. Москва на это не может согласиться. Сейчас город дотирует выше 40 процентов от цены жилищно-коммунальных услуг и не собирается отрешаться от дотаций. По словам мэра, в бюджете этого года больше половины расходов прямо либо косвенно ориентированы на социальную поддержку москвичей, в том числе на оплату коммунальных услуг.
Казалось бы, инцидент исчерпан - другим регионам больше достанется.
Но на деньках глава госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" Константин Цицин, выступая на заседании наблюдательного совета Фонда, выразил сожаление по поводу "нежелания Москвы пользоваться способностями по улучшению жилищных критерий москвичей". И даже именовал схожую позицию столичных властей "выдуманным препятствием" на пути реформы жилищно-коммунальной отрасли, выделив, что таковой шаг "дезориентирует обитателей Москвы в вопросе имеющегося порядка проведения полгого ремонта многоквартирных домов". Московские власти не стерпели.
Мэр Москвы Юрий Лужков именовал заявление Константина Цицина об отказе столицы от 8 млрд рублей на капремонт жилища "провокацией". По его воззрению, федеральный бюрократ не договаривает, из-за чего столичным властям пришлось отрешиться от средств. Пресс-секретарь мэра Сергей Цой сказал журналистам: "Юрий Лужков и ранее гласил и на данный момент подтверждает, что город не допустит действий, которые могут привести к ухудшению жизни москвичей". И выделил: "Москва - единственный город, который берет на себя более 50 процентов оплаты услуг ЖКХ".
По поводу догадки, как будто правительство Москвы не берет у фонда средства так как не желает утратить управление средствами, направленными на капремонт, Цой выразился очень образно: "Город управлял и будет управлять своими средствами. А Фонд желает пришить пальто к пуговице". Естественно, 8 млрд и для Москвы не излишние, но вопрос в другом: какой ценой они достанутся?
Для получения федеральных средств Фонд содействия выставил полтора 10-ка неприемлемых критерий, откомментировал ситуацию для "РГ" Леонид Браткин, управляющий пресс-службы комплекса экономической политики Москвы. А именно, два года отведено на переход к стопроцентной оплате коммунальных услуг. Естественно, с течением времени так и будет, но равномерно - по мере роста доходов населения.
- Москва не будет пока снижать социальную поддержку, - произнес Браткин. - На данный момент в городке существует льготная система субсидирования. Если цена коммунальных услуг превосходит 10 процентов от совокупного дохода семьи, то ей положена субсидия, а по федеральным меркам - ее дают только с 20 процентов.
Браткин не прячет, что конфликт интересов в этой ситуации находится. К примеру, Москве принципиально сохранить контроль за водо- и теплоснабжением. А реформирование ЖКХ через Фонд базируется на принципах демонополизации отрасли. Для получения федеральных средств регионы должны наращивать долю коммерческих компаний коммунального хозяйства. Но захочут ли те вкладывать средства в развитие отрасли? И тут как раз важен контроль властей.
Короче, власти сочли, что 8 млрд рублей не стоят тех жертв, на которые придется пойти москвичам. Это капля в море - по сопоставлению с 600 млрд, которые столица планирует издержать на капремонт жилища до 2014 года. Потому Москва, судя по всему, будет действовать исходя из собственной модели реформирования ЖКХ.
В фонде вчера резкие заявления столичных чиновников комментировать отказались. Но заявили, что ситуация, сложившаяся с Москвой, уникальна. На сегодня заявки на внедрение федеральных средств поступили уже от 42 русских регионов на общую сумму более 25 млрд рублей. Другими словами уже больше половины регионов приняли "правила игры", предложенные законом о фонде содействия коммунальной реформе. По словам Константина Цицина, о готовности войти в программку в последнее время заявили 70 субъектов Федерации. Не считая столицы, ни с одним другим регионом (даже с теми, которые пока в силу невыполненных критерий, определенных законом, в программку капремонта и переселения войти не могут) суровых разногласий в прочтении закона у фонда не появилось.
Хотя, напомним, сходу после его принятия многие губернаторы и мэры называли закон "очень жестким", а предъявляемые им требования "неосуществимыми". Речь, кроме перевода коммунального хозяйства на коммерческие рельсы, также идет о поэтапной отмене перекрестного субсидирования в коммунальном секторе, прекращении экономных "вливаний" в коммуналку, переводе населения на полную оплату жилища и услуг по экономически обоснованным тарифам, разработке определенного количества приятельств собственников жилища и неких других мерах. Только при выполнении всех этих критерий, которые созданы для обеспечения прозрачности работы коммунального хозяйства, регионы могут рассчитывать на получение федеральных средств. В 15 регионах, подчеркивают в фонде, ремонт уже идет, а в отдельных домах - в Тамбовской, Воронежской, Томской областях, - даже закончен. 6 регионов-лидеров подали уже вторую заявку - на выделение еще одного транша федеральных средств.
Ира Невинная, Ольга Нестерова