«Зодчество-2008»: история в современном контексте

11 ноября 2013

В ближайшее время все почаще слышны дискуссии о сохранении в стране исторического строительного наследства. При этом, если одни считают, что необходимо защищать от разрушения уже не единичные монументы, а историческую среду городка в целом, то другие считают, что город представляет собой живой, повсевременно меняющийся организм, а не музей под открытым небом, потому тут должны появляться строения современной архитектуры. Но как органично могут вписаться новые объекты в сложившуюся историческую застройку? Этот вопрос звучал лейтмотивом на XVI Международном фестивале «Зодчество-2008», прошедшем с 17 по 19 октября в ЦВЗ «Манеж».

Конструктор Ярослав Усов обратился к участникам мероприятия с манифестом: «Имитация под старину, строительство декораций не приемлемо. Стилизованные строения уничтожают исторический центр, подменяя собой оригинал. Город преобразуется в Диснейленд с бутафорскими постройками, принимаемыми мещанинами за оригинал. Каждой эре должен соответствовать собственный стиль, своя архитектура, отражающая потребности людей данного времени… Современные объекты должны органично сосуществовать с исторической застройкой, не доминируя над ней, создавать единый образ города».

Иллюстрацией этого тезиса послужил представленный Я. Усовым проект исторического музея в Солсбери (Англия), включающий в собственный объем остатки городских строений XVI века. Само здание представляет собой стеклянный куб с медиафасадом, на котором будут располагать новости выставок и информацию о текущих событиях. Благодаря фасадным жалюзи можно не только лишь регулировать освещение снутри музея, да и сделать так, чтоб экспозиция была видна с улицы. По воззрению создателя проекта, здание не выбивается из окружающей застройки, так как отражает на зеркальных фасадах примыкающие дома, а его несущие элементы выполнены в виде наклонных стоек, имитирующих фахверк — классическую конструктивную систему в Солсбери.

Большой энтузиазм вызвал проект реставрации храма Х века в поселке Бзыбь (Абхазия). Обследовав церковь, ученые сделали вывод, что ее можно законсервировать и отчасти вернуть, а утраченную высшую часть сооружения выставлять способом голографического изображения, выполненного на базе зрительной реконструкции.

Примеров вероятного успешного сосуществования исторической и современной застройки было представлено на выставке много. Так, в границах исторического центра Тюмени есть квартал, сохранивший двуэтажные строения — монументы архитектуры. Тут располагаются также объекты производственного предназначения и жилые дома в четыре — 6 этажей. За счет сноса построек, не представляющих строительной ценности, в этом квартале подразумевают возвести социально-деловой центр. При всем этом часть исторических зданий будет включена в двуэтажный объем нового строения. В социально-деловом комплексе разместятся банк, офисные помещения, гостиница и парковка на подземном уровне. Кстати, у этого центра на выставке нашелся собрат. Проект подобного современного функционального комплекса, «пригревшего» исторический дом, был разработан авторским коллективом для Уфы.

Представляя очередной приметный проект фестиваля под заглавием «Маленькое офисное здание», создатели упомянули дизайнера и конструктора Филиппа Старка, полагавшего, что «очевидная функция вещей не всегда есть их настоящее предназначение». Когда-то на одной из наикрасивейших улиц Владикавказа появился самостройный «дом-протест», который все же настолько органично вписался в существующую разнородную застройку, что его решили перевоплотить в офисный центр. Это сооружение состоит из 2-ух частей, легкой витражной стенки и постройки параболической формы. Маленькие переделки делают его современным и в то же время очень уместным в сложившейся среде.

Еще одним пояснением цитаты Ф. Старка может служить проект реконструкции водонапорной башни на Большой Серпуховской улице в Подольске. Она была построена в 1928 г. и к истинному моменту утратила свои функции. В то же время башня, не являясь монументом архитектуры, сохраняет определенную историческую ценность и имеет необыкновенную форму, с которой любопытно экспериментировать. Это и было изготовлено группой архитекторов, решивших мало изменить со­оружение и пристроить к нему новое здание. В ультрасовременном комплексе могло бы поместиться кафе, а в переделанной венчающей части башни — смотровая площадка.

Эти примеры не исчерпывают перечень проектов, заслуживающих внимание гостей выставки. Потому для многих основная интрига фестиваля заключалась в том, какие работы получат признание и поощрение жюри. В смотре студенческих работ три из 4 наград достались конструкторам, выполнившим проекты для Калининграда, историческая застройка которого пострадала во время Величавой Российскей войны. Работа Варвары домненко, награжденная серебряным дипломом, уделяет свое внимание на возрождение утраченной специфичности центра городка почти во всем благодаря запроектированному там «Отелю Гофмана». Три из 5 корпусов этого гостиничного комплекса объединены внутренними улицами — пассажами, перекрытыми сложной прозрачной конструкцией волнообразной формы (намек на размещение Калининграда у моря).

Посреди реализованных проектов золотые дипломы достались питерскому жилому комплексу «Дом у моря» и станции Столичного метрополитена «Строгино». Очередной видный объект — «Живописный мост» в Серебряном Бору (Москва) получил серебро. Такая же заслуга досталась конгресс-холлу «Республика Башкортостан» в Уфе, в каком зодчим удалось увязать традиции государственной культуры с языком современной архитектуры. К примеру, внешний вид строения ассоциируется с пером мифологической птицы, опустившимся на землю и ставшим надежным кровом для многих народов. Основной объем постройки, включающей блоки с разным многофункциональным предназначением, является намеком на башкирские кочевья, где юрты были размещены в строго определенном порядке.

Посреди награжденных проектов в различных номинациях можно именовать функциональный комплекс на Пушкинской площади (золото), Центр всесезонных видов спорта в Красногорске (бронза), упомянутый храм в поселке Бзыбь (бронза) и др. Государственная премия в области архитектуры «Хрустальный Дедал» — основная заслуга фестиваля — досталась зданию театра «Мастерская Петра Фоменко» как самой приметной постройке за период 2006–2008 гг.

Кроме церемонии вручения премий программка фестиваля включала и другие мероприятия. При этом в этом году она была насыщена как никогда. Обсуждение заморочек развития исторических городов в современных критериях продолжилось в рамках публичной дискуссии. Эти же вопросы были затронуты на мастер-классах, семинарах и лекциях, которые провели русские и забугорные спецы.

К примеру, президент интернациональной конторы Heritage Strategies International Донован Д. Рипкема представил результаты экономической американской программки «Главная улица». По его признанию, «эта программка не охраняет наследство и исключает длинноватые изнурительные дискуссии о том, что считать реальным, аутентичным видом строения. Но совместно с тем устанавливает эталоны для сохранения наследства. Мы привлекаем инвесторов, помогаем реставрировать и воссоздавать живую и функциональную роль центра исторического городка. За 30 лет работы у нас появились коллеги, которые конкретно благодаря программке в первый раз задумались о сохранении исторического наследия».

В чем все-таки заключается фуррор «Главной улицы»? Как считает Д. Рипкема, секрет кроется в традиции волонтерства, давно имеющейся в США. Тыщи добровольцев растрачивают сотки часов в год на реализацию программки. К примеру, архитекторы безвозмездно трудятся в Комитете по архитектуре и дизайну. Банкиры и бизнесмены безвозмездно работают в экономическом комитете. Обыкновенные обитатели, обеспокоенные судьбой собственного городка, сообща мастерят лавки, участвуют в опросах населения и т. д. «Если бы мы находили средства, чтоб заплатить всем этим людям, наша программка не работала бы», — окончил идея Д. Рипкема.

Идеология «Главной улицы» ординарна и понятна — город должен быть комфортным для жизни, увлекательным и прекрасным. Исторические строения должны избавляться «от наносного и вредного дизайна, добавленного новыми поколениями», общественности необходимо объяснять, что такое прекрасное здание и почему его принципиально сохранять. «Владельцы, подрядчики и даже архитекторы должны осознавать, как верно распоряжаться историческими зданиями. Я уверен, что в Рф зодчие с уважением подходят к строительному наследству. К огорчению, в Америке это не так», — посетовал Д. Рипкема.

Председатель Общества чешских архитекторов Олег Хаман в собственном докладе сказал о «Концепции зрительной целостности исторического центра Праги». Он напомнил, что в городке давно строили высочайшие строения. К примеру, высота главной башни собора Святого Вита составляет 96,6 м. Сначала прошедшего века то и дело поступали предложения о достройке Староместской ратуши, достигающей в самой высочайшей точке 57 м. Семиэтажный «Танцующий дом» конструктора Френка Гэри являет собой пример новейшей архитектуры, близкой к исторической среде. Как объяснил О. Хаман, обитатели не против высотного строительства, если современные строения будут расположены так, чтоб не оказывать влияние на силуэт центра городка.

Чтоб осознать, где могут показаться небоскребы, исследователи поделили местность городка на объемно-пространственные участки. В каждом из их были проанализированы панорамы и полосы горизонта. В итоге спецы обусловили, с какими панорамами новые проектируемые строения сочетаться не могут, так как нарушат структуру исторической застройки, также выделили те области, в каких внедрение новых построек может быть (всего 21 участок). Была установлена и предельная этажность зданий. «Мы узнали, что для центра высотным будет считаться здание, которое на два этажа выше исторической застройки. Кое-где сооружение не должно превосходить 40–50 м, зато в других районах новостройка может достигать 80, 100–120 и даже 150 м. Все это мы зафиксировали на особом плане. Сейчас и властям, и бизнес-сообществу стало ясно, где и как можно строить без вреда для города», — подытожил О. Хаман.

Фестиваль «Зодчество-2008» показал общественности много успешных примеров соседства современной и исторической архитектуры. Будут ли они реализованы? Прислушаются ли власти и бизнес к воззрению зодчих, воспримут ли во внимание творчество юных профессиональных архитекторов, учтут ли забугорный опыт? Если это произойдет, то Наша родина, возможно, сможет сохранить историческую среду собственных городов, свое богатейшее архитектурное наследство.

Наталья Титова

Другие новости по теме:
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Газпром принесет в Петербург новую архитектуру
На прошлой неделе очам петербургской общественности предъявили 6 удивительных строительных проектов грядущего делового центра «Газпром-Сити». Небоскреб в 300 метров аккурат напротив Смольного
Архитектурные критики оценивают сегодняшний строительный бум
«Время новостей» вместе с агентством P-Arch представляет Клуб строительной критики. Невзирая на строительный бум, строительные процессы незаслуженно находятся на периферии публичного внимания. Чтоб
Новый Генеральный план Москвы обяжет комплексно осваивать площади застраива ...
Положения нового Генерального плана Москвы обяжут архитекторов, проектировщиков и строителей комплексно осваивать площади застраиваемых территорий. В том числе и тех зон, которые сейчас вызывают у
60% российского жилого фонда нуждается в капитальном ремонте
Томные русские климатические условия — со средними годичными перепадами температуры от минус 30 до плюс 30, сильными ветрами и частыми осадками — сказываются на домах далековато не наилучшим образом.