С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Кому на Руси строить дадут ?
18 ноября 2013
Правительственная комиссия по увеличению стойкости развития русской экономики утвердила список системообразующих организаций, которые сумеют рассчитывать на господдержку. Посреди их оказались и 6 строй. Очередность расположения имен и объектов в любом перечне, обоснованность включения их в перечень и, в конце концов, обоснованность самого перечня становятся естественным предметом анализа.
Перечень отраслей в списке начинается с транспорта, энергетики, нефтегаза, а завершается торговыми сетями, пищагропромом и жилищным строительством, что в целом понятно. 6 компаний, замыкающих «перечень системообразующих организаций Русской Федерации» это: 290. ОАО «Группа компаний «ПИК»; 291. ЗАО «СУ-155»; 292. ОАО «Группа «ЛСР»; 293. ОАО ДСК-1; 294. ОАО «Главстрой»; 295. ЗАО «Интеко». А тут появляются вопросы. Перечень составлен не в алфавитном порядке. Не играет роли и форма принадлежности. Ни при этом географический принцип: основное поле деятельности ЛСР, оказавшейся посреди перечня — Санкт-Петербург и Ленинградская область, других — Столичный регион. Не имеет значения и открытость собственников: одни известны, другими обладают оффшорные компании, зарегистрированные на Сейшелах.
Приходится исключить и, казалось бы, важный фактор — объемы производства и его социальную направленность. У компаний ПИК, СУ-155, ДСК-1, «Главстрой» толика госзаказа в ранце превосходит 50%, а в абсолютных цифрах в 2008 году составила у первых 3-х компаний по 700 тыс. кв. м и поболее, а у «Главстроя» — 325 тыс. кв. м. В то же время, согласно пресс-релизу компании ЛСР, за 9 месяцев 2008 года она построила «31 тыс. кв. м массового жилища и 11 тыс. кв. м элитной площади». Согласно данным официального веб-сайта компании «Интеко», эта компания практикуется на строительстве жилища бизнес-класса и поболее больших категорий. Отметим, что исключительно в Москве есть компании, в ранцах которых толика госзаказа по соц программкам превосходит 40%. Это, к примеру: «Монарх», МСМ-5, МФС-6, СУ-83.
Напомним также, что еще 23 декабря глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина гласила о том, что правительство одобрило перечень из приблизительно 250 компаний. Правда, оговорив, что «этот перечень открыт, предприятия могут добавляться либо убираться». Таким макаром, решение о включении в перечень приблизительно 45 компаний было принято в течение 2-ух суток. Нужно мыслить, за этот период времени правительственные специалисты смогли полностью оценить их соответствие аспектам отбора (по словам министра, это принадлежность «к градообразующим, инфраструктурным, владеющим более современными технологиями либо огромным числом сотрудников»). «Эти предприятия требуют особенного режима работы», — отметила Эльвира Набиуллина. Как пояснялось, главной задачей работы с такими компаниями станет поддержание их стойкости, при использовании не только лишь кредитных инструментов, да и других мер, таких как муниципальные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризации налоговой задолженности, муниципального заказа, таможенно-тарифной политики. Не считая того, по мере надобности, подвергнется рассмотрению вопрос минимизирования негативных социально-экономических последствий от прекращения деятельности этих компаний.
Не ставя под колебание необходимость и обоснованность гос поддержки таких компаний, как ПИК, СУ-155, ДСК-1, «Главстрой», специалисты задают полностью резонные вопросы. Да, «четверка гигантов» интенсивно работает по горзаказу, участвует в программках обеспечения жильем военных, пострадавших дольщиков, юных семей и т.п. В общем, компании социально ответственные и во всех смыслах положительные. Но ведь с этими программками прямо связано и получение компаниями площадок под коммерческую застройку. А другие? Упрощенно говоря, они всего только поначалу получают площадку, а позже (поточнее, сразу) делают социальные обязательства: это арендная плата за участок, очень большая толика городка, также различные «мелочи» на облагораживание района. Чем выше класс жилища, которое строит девелопер, тем выше толика городка в валютном выражении, тем больше общественного жилища приобретается либо может быть приобретено городом на эти средства. Принципной различия меж «социальными» и «коммерческими» застройщиками не существует.
«Естественно, окутать всех господдержкой нереально, — считает управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate Омар Гаджиев. — В любом случае пришлось бы выбирать, что правительство и сделало — избрало самых важных игроков в каждой отрасли. На наш взор, это верная мера. Если правительство объявило политику поддержки эконом-класса, то и поддерживать необходимо конкретно ведущих игроков этого сектора. Логика тут явна. Компании, не попавшие в перечень системообразующих, также могут рассчитывать на господдержку и тому подтверждение — кредиты, выданные «Дон-строю» и «Системе Галс». Но если представить, что с этого момента кредитовать будут только компании, которые вошли в этот перечень, то остальным придется рассчитывать лишь на себя, а это означает, что придется запамятовать о сверхприбылях и распродавать жилище по разумным ценам, чтобы привлечь средства с рынка».
«Действительно, девелоперские компании, вошедшие в перечень, представляют собой наикрупнейшие строй холдинги в стране, возводящие приличные объемы жилища, — гласит директор департамента вкладывательного консалтинга и аналитики компании «Усадьба» Иван Шульков. — Но, беря во внимание, что объемы строящегося во всей стране жилища составляют около 60 млн. кв.м. в год, можно констатировать, что муниципальную поддержку обретет только каждый десятый квадратный метр в новостройках. По всей видимости, остальным застройщикам, возводящим 9/10 всего строящегося жилища, помощи ожидать не приходиться. В главном это компании среднего масштаба». Если правительство не решит вопрос поддержки в том либо ином виде других застройщиков, подчеркивает эксперт, то в 2009-2010 гг. будет происходить масштабная консолидация рынка: финансово несостоятельные строй компании будут поглощаться большими холдингами, представленными в перечне. На время кризиса придется запамятовать о так и не показавшемся свободном и конкурентноспособном рынке недвижимости. Нехорошим побочным эффектом данного процесса будут сотки замороженных новостроек и 10-ки тыщ ожидающих дольщиков.
«Большая компания — огромные препядствия, малая компания — мелкие трудности. Не для компании, естественно, для городка — поправляется генеральный директор Real Estate Consult Миша Храмов. — Меры рассчитаны на преодоление кризиса, но по факту могут привести к еще большей монополизации отрасли. В длительной перспективе такие шаги оборачиваются потерей свойства, эффективности, ростом цен. Организовать надежный мониторинг нескольких малеханьких компаний не труднее и не дороже, чем одной большой. Коррупционные издержки тут тоже не выше».
Альберт Акопян
Перечень отраслей в списке начинается с транспорта, энергетики, нефтегаза, а завершается торговыми сетями, пищагропромом и жилищным строительством, что в целом понятно. 6 компаний, замыкающих «перечень системообразующих организаций Русской Федерации» это: 290. ОАО «Группа компаний «ПИК»; 291. ЗАО «СУ-155»; 292. ОАО «Группа «ЛСР»; 293. ОАО ДСК-1; 294. ОАО «Главстрой»; 295. ЗАО «Интеко». А тут появляются вопросы. Перечень составлен не в алфавитном порядке. Не играет роли и форма принадлежности. Ни при этом географический принцип: основное поле деятельности ЛСР, оказавшейся посреди перечня — Санкт-Петербург и Ленинградская область, других — Столичный регион. Не имеет значения и открытость собственников: одни известны, другими обладают оффшорные компании, зарегистрированные на Сейшелах.
Приходится исключить и, казалось бы, важный фактор — объемы производства и его социальную направленность. У компаний ПИК, СУ-155, ДСК-1, «Главстрой» толика госзаказа в ранце превосходит 50%, а в абсолютных цифрах в 2008 году составила у первых 3-х компаний по 700 тыс. кв. м и поболее, а у «Главстроя» — 325 тыс. кв. м. В то же время, согласно пресс-релизу компании ЛСР, за 9 месяцев 2008 года она построила «31 тыс. кв. м массового жилища и 11 тыс. кв. м элитной площади». Согласно данным официального веб-сайта компании «Интеко», эта компания практикуется на строительстве жилища бизнес-класса и поболее больших категорий. Отметим, что исключительно в Москве есть компании, в ранцах которых толика госзаказа по соц программкам превосходит 40%. Это, к примеру: «Монарх», МСМ-5, МФС-6, СУ-83.
Напомним также, что еще 23 декабря глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина гласила о том, что правительство одобрило перечень из приблизительно 250 компаний. Правда, оговорив, что «этот перечень открыт, предприятия могут добавляться либо убираться». Таким макаром, решение о включении в перечень приблизительно 45 компаний было принято в течение 2-ух суток. Нужно мыслить, за этот период времени правительственные специалисты смогли полностью оценить их соответствие аспектам отбора (по словам министра, это принадлежность «к градообразующим, инфраструктурным, владеющим более современными технологиями либо огромным числом сотрудников»). «Эти предприятия требуют особенного режима работы», — отметила Эльвира Набиуллина. Как пояснялось, главной задачей работы с такими компаниями станет поддержание их стойкости, при использовании не только лишь кредитных инструментов, да и других мер, таких как муниципальные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризации налоговой задолженности, муниципального заказа, таможенно-тарифной политики. Не считая того, по мере надобности, подвергнется рассмотрению вопрос минимизирования негативных социально-экономических последствий от прекращения деятельности этих компаний.
Не ставя под колебание необходимость и обоснованность гос поддержки таких компаний, как ПИК, СУ-155, ДСК-1, «Главстрой», специалисты задают полностью резонные вопросы. Да, «четверка гигантов» интенсивно работает по горзаказу, участвует в программках обеспечения жильем военных, пострадавших дольщиков, юных семей и т.п. В общем, компании социально ответственные и во всех смыслах положительные. Но ведь с этими программками прямо связано и получение компаниями площадок под коммерческую застройку. А другие? Упрощенно говоря, они всего только поначалу получают площадку, а позже (поточнее, сразу) делают социальные обязательства: это арендная плата за участок, очень большая толика городка, также различные «мелочи» на облагораживание района. Чем выше класс жилища, которое строит девелопер, тем выше толика городка в валютном выражении, тем больше общественного жилища приобретается либо может быть приобретено городом на эти средства. Принципной различия меж «социальными» и «коммерческими» застройщиками не существует.
«Естественно, окутать всех господдержкой нереально, — считает управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate Омар Гаджиев. — В любом случае пришлось бы выбирать, что правительство и сделало — избрало самых важных игроков в каждой отрасли. На наш взор, это верная мера. Если правительство объявило политику поддержки эконом-класса, то и поддерживать необходимо конкретно ведущих игроков этого сектора. Логика тут явна. Компании, не попавшие в перечень системообразующих, также могут рассчитывать на господдержку и тому подтверждение — кредиты, выданные «Дон-строю» и «Системе Галс». Но если представить, что с этого момента кредитовать будут только компании, которые вошли в этот перечень, то остальным придется рассчитывать лишь на себя, а это означает, что придется запамятовать о сверхприбылях и распродавать жилище по разумным ценам, чтобы привлечь средства с рынка».
«Действительно, девелоперские компании, вошедшие в перечень, представляют собой наикрупнейшие строй холдинги в стране, возводящие приличные объемы жилища, — гласит директор департамента вкладывательного консалтинга и аналитики компании «Усадьба» Иван Шульков. — Но, беря во внимание, что объемы строящегося во всей стране жилища составляют около 60 млн. кв.м. в год, можно констатировать, что муниципальную поддержку обретет только каждый десятый квадратный метр в новостройках. По всей видимости, остальным застройщикам, возводящим 9/10 всего строящегося жилища, помощи ожидать не приходиться. В главном это компании среднего масштаба». Если правительство не решит вопрос поддержки в том либо ином виде других застройщиков, подчеркивает эксперт, то в 2009-2010 гг. будет происходить масштабная консолидация рынка: финансово несостоятельные строй компании будут поглощаться большими холдингами, представленными в перечне. На время кризиса придется запамятовать о так и не показавшемся свободном и конкурентноспособном рынке недвижимости. Нехорошим побочным эффектом данного процесса будут сотки замороженных новостроек и 10-ки тыщ ожидающих дольщиков.
«Большая компания — огромные препядствия, малая компания — мелкие трудности. Не для компании, естественно, для городка — поправляется генеральный директор Real Estate Consult Миша Храмов. — Меры рассчитаны на преодоление кризиса, но по факту могут привести к еще большей монополизации отрасли. В длительной перспективе такие шаги оборачиваются потерей свойства, эффективности, ростом цен. Организовать надежный мониторинг нескольких малеханьких компаний не труднее и не дороже, чем одной большой. Коррупционные издержки тут тоже не выше».
Альберт Акопян