Федеральная программа капремонта сокращается на треть

12 декабря 2013

Невзирая на все заверения о неприкосновенности соц расходов в критериях кризиса, Госдума приняла пакет законов, позволяющих правительству забрать у Фонда содействия реформированию ЖКХ 75 миллиардов рублей. Таким макаром, обширно разрекламированная четырехлетняя программка капремонта и переселения из аварийных домов ужимается практически на третья часть.

Средства в обмен на реформу

Для начала поясним, о чем речь идет. Два года вспять по инициативе президента Путина в стране была сотворена Госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Из федеральной казны Фонду было отпущено 240 миллиардов рублей. Средства было предписано растрачивать в течение 4 лет строго мотивированным образом с постатейной росписью расходов: на полный ремонт жилых домов и переселение обитателей из аварийных построек. Временно незадействованные средства Фонд имел право дать «в рост» коммерческим структурам.

При всем этом путь средств никак не был усыпан розами. Чтоб они дошли до конечного потребителя (муниципалитетов, ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний), региональные, городские власти и сами обитатели должны были выполнить массу нелегких критерий. Регионы были должны поэтапно реформировать свое жилищное хозяйство: переводить население на оплату услуг по фактическим затратам, отменять дотирование, насаждать ТСЖ, передавать сервис домов в руки коммерческих структур и т. д. А граждане были должны показать свою поддержку компании своим денежным ролью в размере 5% от цены капремонта.

Таким макаром, при помощи Фонда создатели стремились одним выстрелом уничтожить сходу 2-ух зайцев. Направьте внимание: средства выделены на капремонт и переселение, а в заглавии Фонда о их ни слова. Несоответствие разъясняется просто. С одной стороны, выделив средства, правительство вроде бы приступило к выполнению собственного давнешнего обязательства серьезно отремонтировать приватизированное жилище. С другой стороны, сверхзадача Фонда все таки состоит в преобразовании русского жилкомхоза. А средства – только приманка, при помощи которой жилищно-коммунальное хозяйство пробуют втянуть в светлое рыночное будущее.

Сначала выдвинутые условия предоставления средств вызвали активное неприятие регионов. Но федеральные власти и правление Фонда заняли жесткую непокладистую позицию. Эта позиция была беспроигрышной. Ведь отказавшись от средств Фонда, регион автоматом брал на себя всю полноту ответственности и за капремонт, и за переселение. Логика обычная – ты же сам отказался от средств. В конечном итоге со стонами и причитаниями 79 субъектов федерации все таки врубились в процесс. Начали находить собственные средства, составлять планы ремонта, направлять заявки в Фонд и, в конце концов, получать от него средства. Правда, средства перечислялись равномерно, поэтапно, за каждый шаг регионы должны были отчитаться. Невыполнение критерий Фонда угрожало изъятием приобретенных средств. И напротив, проявленная дисциплина поощрялась возможностью получения последующей порции средств. Что, непременно, верно.

Как забрать средства

Наверняка, все длилось бы своим чередом, и Фонд к 2012 году благополучно окончил бы освоение запланированных средств. Но осенью прошедшего года разразился кризис, в бюджете образовались сияющие дыры, залатать которые правительство посчитало вероятным, в том числе, за счет программки капремонта и переселения. В апреле в федеральный бюджет текущего года были внесены конфигурации, предусматривающие возврат Фондом в доход страны 75 миллиардов рублей. При всем этом сначала оппонентам растолковали, что перевод средств фонда на экономные задачки не уменьшит никаким образом программки, связанные с капремонтом жилища. Тем паче что по состоянию на 1 мая 2009 года остатки свободных средств Фонда составляли 130 миллиардов рублей. Казалось бы, отдай он 75 миллиардов, у него все равно остается еще 55 миллиардов рублей на воплощение прямой деятельности.

Может быть, что все так бы и закончилось без шума и пыли. Да вот незадача. При корректировке бюджета депутаты вспомнили, что есть еще закон о Фонде, согласно которому толика субъекта РФ при дележе средств рассчитывается исходя из 240 миллиардов рублей. При соблюдении регионами установленных критерий у Фонда отсутствуют основания для ограничения «аппетита» собственных подопечных. Другими словами по одному закону Фонд должен возвратить государству 75 миллиардов рублей, а по другому регионы имеют право добиваться от Фонда прежние 240 миллиардов рублей.

Есть и другая загвоздка. Как бы свободные, остающиеся после изъятия 75 миллиардов рублей средства по сути «повязаны» по рукам и ногам. Чтоб не «усохнуть» в итоге инфляции, они были вложены Фондом в ценные бумаги. И на данный момент выясняется, что часть средств вытянуть из бумаг не выходит из-за кризиса, а часть получить можно, но в случае преждевременного изъятия проценты по ним пропадают.

В конечном итоге есть большой риск, что Фонду в этом году нечего будет выдавать по заявкам регионов. Чтоб избежать конфуза, вдогонку за переменами в бюджете Госдума только-только приняла закон «Об особенностях предоставления денежной поддержки субъектам РФ за счет средств Фонда …». Вот тут-то все потаенное стало очевидным. И пусть никого не вводит в заблуждение фраза «об особенностях». Речь совершенно точно идет об ограничении в 2009 году выделяемых регионам средств. Витиеватая формулировка закона предоставляет наблюдательному совету Фонда право устанавливать в этом году предельные объемы перечисляемых каждому региону средств исходя из фактических (резко сократившихся!) способностей Фонда. Не считая того, до конца года субъектам РФ отказано в праве подавать дополнительные заявки на получение средств Фонда, хотя ранее такая возможность у их была.

А нужен ли был мальчишка?

Понятно, что ограничения вводятся не от неплохой жизни. Но сразу нужно представлять, что процесс этот далековато не безопасный. Ведь поезд набрал ход (под анонсированные Фондом проекты регионы провели большой объем предварительной работы, собрали заявки от муниципалитетов, сделали массу управляющих компаний…), а проводник в этот момент дергает стоп-кран. Если исходить из рыночной психологии, то меж регионами и федеральным центром заключались сделки. И что, прикажете сейчас разогнать третья часть ТСЖ, а у трети управляющих компаний забрать из обслуживания дома?

В связи с начавшейся суетой на поверхность вновь выплыли сомнения, возникавшие еще при рождении Фонда. Одно из их связано с вопросом, для чего нужен был посредник меж федеральным бюджетом и регионами в лице Фонда, не проще ли было навести средства впрямую, через экономную роспись? Председатель комитета по строительству и земляным отношениям Мартин Шаккум парирует тем, что «в рыночной экономике слово “посредник” не должно непременно носить нехороший нрав. В этом случае так именуемый посредник держит под контролем действенное и целевое внедрение муниципальных средств». И делает он это, по воззрению Мартина Шаккума, очень удачно.

К «эффективному» и «целевому» мы еще вернемся. А пока зададимся другим вопросом – для чего было надо сходу закачивать в Фонд все 240 миллиардов рублей на 4 года? Почему это нельзя было сделать частями, пусть неравными? Тогда на какое-то время незадействованные суммы можно было бы перерас-пределить на другие муниципальные цели.

Понятно, что эти средства не лежали мертвым грузом. Фонд вложил их в ценные бумаги, они сработали на стабилизацию банковской сферы и экономики в целом. Пусть и ограниченный, но определенный круг банков получил от Фонда дополнительную ликвидность и возможность немного подзаработать на муниципальных деньгах. Но все таки и не нужно забывать, что выделялись они не для этого.

Молвят еще, что Фонд таким макаром превувеличил переданные в его распоряжение средства за счет процентов. Но эти слова не лишены толики лукавства. Во-1-х, ставки по депозитам ниже инфляции. Другими словами в конечном итоге средства все равно «усохли». А во-2-х, нужно еще дождаться их возврата, стопроцентной убежденности в этом пока нет.

Сейчас об «эффективном» и «целевом» использовании. В критериях кризиса, когда правительство вынуждено сберегать каждый рубль, в том числе и на Фонде, выясняется, что генеральный директор Фонда Константин Цицин получил по итогам года вознаграждение в 14 млн рублей! Не в личной лавочке, а в госкорпорации. Для сопоставления: по декларации президента Медведева его доходы за весь прошлый год составили чуток более 4 млн рублей.

Правда, Мартин Шаккум заверил, что «наблюдательный совет Фонда предложил генеральному директору и членам правления возвратить значимый объем средств, около 80%, и они будут возвращены». Отлично, если так. Да и оставшиеся 3 млн – тоже цифра впечатляющая. А главное – остаются сомнения в безупречности всей системы.

Сергей Домнин

Другие новости по теме:
60% российского жилого фонда нуждается в капитальном ремонте
Томные русские климатические условия — со средними годичными перепадами температуры от минус 30 до плюс 30, сильными ветрами и частыми осадками — сказываются на домах далековато не наилучшим образом.
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Итоги для российского жилищно-коммунального хозяйства выглядят противоречив ...
Итоги этого года для русского жилищно-коммунального хозяйства смотрятся очень противоречиво. С одной стороны, власти с наслаждением отмечают возросшую активность людей: с выбором метода управления
На что пойдут полтриллиона рублей, выделяемых на капремонт?
В столичном правительстве сотворен департамент полгого ремонта жилищного фонда. Цель - лучшим образом издержать полтриллиона рублей на капремонт в 2008-2014 годах. Управляющим новейшей структуры
Прогноз. Столичный рынок недвижимости - 2006 год
Для столичного рынка недвижимости прошедший 2005 год, связанный с новым скачком цен на жилище и покупательским ажиотажем, почти во всем оказался схожим на год 2003. Начнем с того, что к началу 2003