Дважды платные дороги

31 декабря 2013

ГК "Автодор" планирует в наиблежайшие 7 лет выстроить 1380 км автодорог. При этом налогоплательщикам придется раскошелиться на прекрасные планы два раза. Из бюджета на эти цели требуют более 880 млрд рублей

Очередной новорожденной госкомпании всего 4 месяца, а ее планам можно только позавидовать. ГК "Автодор" собирается за семь лет выстроить и реконструировать 1380 км дорог федерального значения и затратить на это более 1,4 трлн рублей, из которых практически 62% - экономные средства. Восполнить экономный урон и остальные завлеченные средства на строительство предлагается за счет налогоплательщиков, колесящих по автодорогам. К 2016 году за проезд по "своим" платным автодорогам компания хочет собрать более 63 миллиардов рублей.

В июле 2009 года президент Рф Дмитрий Медведев подписал закон о гос компании "Русские авто дороги" ("Автодор"). Компания предназначена для поддержания в соответствующем состоянии и развития сети авто дорог. Другими словами, призвана сделать то, чего до нее никто не сумел сделать: освободить автотрассы от "пробок" и колдобин, и сделать проезд по ним сплошным наслаждением.

Осталось только приготовить "смету", по которой предстояло жить компании с 2010 по 2015 год. Она была утверждена 25 ноября 2009 г. наблюдательным советом ГК "Автодор" в виде проекта Программки ее деятельности на обозначенный период, сказала пресс-служба Минтранса. Других подробностей не раскрывается.

Как стало понятно "Ведомостям", на реализацию заявленных планов будет нужно 1,431 трлн рулей, в том числе из бюджета и инвестфонда - 881,1 миллиардов руб. Подсобят и те, кто колесит по автодорогам.

Выходит, что проезд по дорогам, показавшимся в рамках программки "Автодора", будет два раза не бесплатным. За построенные на экономные средства, другими словами на средства налогоплательщиков, километры им придется заплатить снова. Бюрократы обещают, что плата по вновь построенным и отреставрированным участкам будет довольно демократичная: 1 рубль за 1 км. Правда, она будет индексироваться каждый год. К 2016 г. госкомпания уповает собрать с автомобилистов 62,8 миллиардов руб. в виде «платы за проезд».

"Повезет" тем, кто соберется путешествовать по автодороге М1 "Беларусь" (платными будут 235,1 км), при проезде по автостраде М3 "Украина" с собой нужно будет иметь 122 рубля, чтоб оплатить соответственное количество км. Очень дорогой для проезда может получиться трасса "Дон" - там платными заявлены 671,9 км. Оплатить придется приблизительно третью часть автодороги М10 Москва - Санкт-Петербург (251 км), 53,9 км ЦКАД в Столичной области, 54 км магистрали Казань - Оренбург - граница Казахстана. Эти дороги в перспективе воспримут на себя 50% транспортного потока всех федеральных магистралей, считает госкомпания.

Раз в год тариф будет индексироваться с учетом инфляции и конфигурации размера ВВП. Если не охото выкладывать средства за проезд "с ветерком", то к услугам для малобюджетных потребителей будут другие автодороги. По последней мере, так отмечено в программке госкорпорации.

Цель реализации программки "Автодора" благая. Наконец будет положено начало созданию сети высокоскоростных авто дорог, появится возможность широкомасштабного вербования внебюджетных инвестиций.

В проекте деятельности ГК на наиблежайшие 7 лет указывается, что кроме экономных средств на строительство автодорог средства будут привлекаться и на стороне. Так, компания на 273 миллиардов руб. планирует расположить облигации со сроком погашения от 5 до 15 лет и купонным доходом от 12% до 8,5%. Все облигации получат 100%-ную госгарантию, уповает госкомпания, разъясняет замминистра транспорта и член наблюдательного совета госкомпании Олег Белозеров. Оставшуюся часть внебюджетных средств составят пятилетние кредиты (32,9 миллиардов руб. под 10% годичных) и средства концессионеров (180,2 миллиардов руб.).

Подразумевается, что в декабре проект Программки будет внесен в правительство РФ, сообщается в пресс-релизе Минтранса.

Источники получения средств расписаны. Но, как отмечает бюрократ министерства, участвовавший в согласовании программки, к ней уже довольно вопросов. По его словам, непонятен сам подход к делу, когда "Автодор" собирается строить платные дороги приемущественно на экономные средства, а потом собирать средства в свою пользу и "растрачивать неясно на что".

"Исходя из убеждений бизнеса - это мечта", - гласит партнер ФБК Игорь Николаев, на которого ссылаются "Ведомости": огромную часть средств получаешь из бюджета и за счет, на самом деле, квазиоблигаций, которые предложат под гарантии страны приобрести госагентам вроде ВЭБа. Но к такому подходу появляется сходу несколько вопросов, отмечает он: "Почему налогоплательщики, отдавая государству налоги на строительство и ремонт инфраструктуры, должны снова платить за проезд по ней?" Наличие бесплатной кандидатуры - не аргумент, считает И.Николаев: дублер будет приходить в запустение и людям придется воспользоваться платной дорогой.

Из программки "Автодора" следует, что строительство и облагораживание 1 км автодороги обойдется более чем в 1 миллиардов рублей. Это практически в 5 раз больше, чем стоил километр автодороги Новгород-Усть-Луга (там оно обошлось в 190 млн рублей), но меньше чем в Сочи и Москве (2 миллиардов рублей за километр и 8 миллиардов рублей соответственно).

Фото: ИТАР-ТАСС

Другие новости по теме:
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
60% российского жилого фонда нуждается в капитальном ремонте
Томные русские климатические условия — со средними годичными перепадами температуры от минус 30 до плюс 30, сильными ветрами и частыми осадками — сказываются на домах далековато не наилучшим образом.
Сможет ли давление спроса повлиять на застройщиков, покажет время
Может быть, в предстоящем, как предсказывает Анатолий Валетов, директор по маркетингу компании Rosinka International Group, рынок все таки будет «отталкиваться от бюджета покупателей». «На нынешний
Сергей Иванов: Платные дороги начнут строить уже в 2010 году
Наших автомобилистов ожидает невиданное событие - возможность, не выезжая за границу, промчаться с ветерком по новой и ультрасовременной трассе. Такое наслаждение им гарантируют платные дороги -
Итоги для российского жилищно-коммунального хозяйства выглядят противоречив ...
Итоги этого года для русского жилищно-коммунального хозяйства смотрятся очень противоречиво. С одной стороны, власти с наслаждением отмечают возросшую активность людей: с выбором метода управления