Может быть, в предстоящем, как предсказывает Анатолий Валетов, директор по маркетингу компании Rosinka International Group, рынок все таки будет «отталкиваться от бюджета покупателей». «На нынешний
Российские заводы «сэндвичей» ставят на СНГ
07 апреля 2013
Премиум-сегмент русского рынка сэндвич-панелей (теплоизоляционного материала) захватывают зарубежные импортеры. За последний год толика импорта выросла с 2% до 10%. Дело в том, что русским производителям премиум-сегмент неинтересен - они увеличивают экспорт панелей эконом-класса в СНГ.
До 2004 года толика сектора премиум на рынке сэндвич-панелей не превосходила 5%. Созданием этой продукции на местности Рф занималось всего три завода, принадлежащих зарубежным компаниям,- скандинавский Paroc, финские Rannila и NordProfil, которые параллельно создают массовую продукцию. Западная тройка контролировала около 3% рынка, еще 2% приходилось на импорт. Весь объем русского рынка в 2003 году составил около $2 миллиардов.
Умеренные размеры премиум-сегмента участники рынка разъясняли низким спросом на дорогую продукцию (цена квадратного метра - от 70 евро, продукция бизнескласса стоит $21-35 евро), дорогой логистикой и нерентабельностью строительства спец производства. Но в 2004 году ситуация с импортом поменялась: по оценкам агентства Step by Step, объем премиум-сегмента вырос с 5% до 16%, достигнув $250 млн.
Аналитики разъясняют новейшую тенденцию ростом спроса на премиум-панели, спровоцировавшие повышение самого сектора. "Панели такового класса обычно употребляются в строительстве элитных домов, особняков",- объясняет аналитик агентства Ольга Бросалова.
А именно, по данным Paul's Yard, сначала 2005 года девелоперы предлагали 370 тыс. кв. м жилища, что на 15% больше предложения в 2004 году. По данным агентства, импорт из Польши вырос на 52,8%, из Англии на 100%.
"Основное отличие сэндвич-панелей премиум-класса от более дешевеньких - полное отсутствие русских девайсов и материалов, в конечном итоге материал изнашивается вкупе с домом",- объясняет начальник отдела ламинированной продукции и новых технологий "Профиль декор" (дистрибутор термоизоляции) Сергей Матвеев. Ведущий консультант компании "Развитие бизнес-систем" Владимир Тюшин считает, что создание дорогих панелей невыгодно в принципе. "Минеральную вату в дешевенькие панели набивают вручную. Чтоб создавать более дорогие виды, необходимо особое оборудование, одна линия которого способна покрыть каждогодную потребность русского рынка в панелях в целом. Из-за дорогой логистики цена этого материала взмывает до небес",- объясняет он. При доставке панелей далее 500 км издержки на логистику добавляют от 15% до 30% к цены квадратного метра материала - до 90-120 евро.
Вход на рынок аналитик рейтингового агентства "Эксперт РА" Александр Воронин оценивает в $20 млн. "Главные импортеры сэндвич-панелей в Россию - Великобритания, Польша, Корея. Для их $20 млн- сумма большая, а инвестиции в страну числятся рискованными",- считает Воронин.
Меж тем русские производители никак не хотят отвоевывать премиум-сегмент, а собираются сосредоточиться на дешевеньком и среднеценовом. Как сказал "Бизнесу" гендиректор компании "Веста" (производит дешевенькие сэндвич-панели) Николай Кулаков, нынешняя стоимость продукции - 21-35 евро за квадратный метр - и так считается "высочайшей для рынка". С ним соглашается менеджер компании "Теп-полис" (игрок рынка), который гласит, что заказчиков не устраивает стоимость в $25 евро, необходимы скидки. Претензии к качеству русских панелей Кулаков именует безосновательными - по его словам, сталь и минеральная вата затариваются русскими заводами у западных игроков.
По данным Step by Step, русские игроки компенсируют утрату премиум-рынка экспансией на рынки СНГ.
Экспорт российскей продукции в 2004 году вырос на 163% по сопоставлению с 53% в 2003 году.
Екатерина Колесникова