МКАД превращают в торговый ряд

12 апреля 2013

За последние три года Столичная кольцевая автодорога (МКАД) практически перевоплотился в торговый ряд. Через каждые несколько км непременно встречается большой торговый центр, площадь которого нередко начинается от 100 тыс. кв. м. Более того, девелоперы утверждают, что в стадии предпроектной проработки находятся еще 10 супермаркетов. Консультационные компании считают, что рынок "проглотит" и эти торговые центры, но, сами девелоперы страшатся, что их некем будет заполнять. Чем больше, тем увлекательнее. Общее строительство торговых центров (ТЦ) началось в 2001 году, когда на скрещении Профсоюзной улицы и МКАД начала создаваться торговая зона, состоящая из IKEA, Auchan и "Меги". Фуррор этого проекта вдохновил многих девелоперов, которые, стараясь не упустить момент, начали находить местность для собственных торговых центров. Большая часть ТЦ, расположенных на МКАД, было выстроено в 2002 году. На данный момент их насчитывается уже около 20, и они продолжают строиться. Высочайший спрос на такие объекты Сергей Лобкарев, управляющий направления коммерческой недвижимости ЗАО "Компания МИАН", разъясняет как возможностью организации огромного количества парковочных мест, что проблематично в городке, так и другими факторами. "МКАД является одной из основных транспортных артерий городка, что делает такие ТЦые центры симпатичными и доступными. Не считая того, около МКАД сосредоточены спальные районы Москвы с большой плотностью населения, быстро развиваются городка, расположенные в конкретной близости от кольцевой автодороги", — гласит Лобкарев. Старший консультант отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Полина Жилкина добавляет, что спрос на торговые центры на МКАД разъясняется возможностью привлечь больший поток покупателей, возможностью строить там более масштабные, чем в центре городка, проекты, также тем, что на наружной стороне — в Столичной области — существенно проще и дешевле получить участок. "Из имеющихся на МКАД торговых центров только три ("Мосмарт-2", "Европарк" и "Рамстор-сити") размещены на внутренней стороне кольца, другими словами в Москве", — объясняет П.Жилкина. А по воззрению Миши Геца, управляющего департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood, строительство торговых центров за пределами городка продиктовано понятным желанием девелоперов сберечь на строительстве центра, но в то же время возможностью воплотить огромную площадь. А широкий диапазон предлагаемых продуктов и услуг в этих центрах гарантирует достаточный для удачной работы таких объектов энтузиазм со стороны потребителей, резюмирует Ольга Ясько, управляющий отдела аналитики рынка торговой недвижимости Colliers International. Новые перспективы Невзирая на высочайший уровень посещаемости таких объектов, многие компании, ранее заявлявшие о выходе на этот рынок, предпочитают более кропотливо подходить к рекламным исследованиям рынка. По словам Сергея Блохина, старшего консультанта отдела брокериджа управления коммерческой недвижимости компании "Миэль-недвижимость", общее строительство больших торговых центров на МКАД потихоньку сходит на нет. "На данный момент многие игроки, до того как войти на рынок, предпочитают проводить подробное рекламное исследование каждого проекта. Те, кто потенциально желал бы выйти на этот рынок, к примеру сеть Real, более кропотливо просчитывают собственный будущий бизнес", — гласит Блохин. Важный вопрос — политика вербования людей в новые центры. К примеру, "Рамстор-сити" и "Европарк" наладили бесплатное автобусное сообщение. "Без такового рода "завлекаловок" уже довольно трудно обеспечить неплохой человекопоток. Если три года вспять операторы без заморочек реализовывали площади: арендаторы к ним шли сплошным потоком, то на данный момент уже ситуация поменялась. Потенциальные съемщики площадей стали „"капризными", их запросы выросли", — подчеркивает Сергей Блохин. Другие участники рынка, вобщем, считают, что рынок таких объектов еще пока далек от насыщения: "об этом можно судить как по заявленным планам развития больших сетевиков, так и по количеству гостей в действующих центрах»,— подчеркивает Евгений Якубовский, генеральный директор управляющей компании "Новенькая площадь Property Management". Как отмечает Полина Жилкина, сейчас будет сохраняться значимый спрос на пока неохваченные торговыми центрами районы Москвы (Север, Северо-Восток, Восток), также на торговые центры, расположенные на МКАД рядом с густонаселенными районами, к примеру, в Бутове. "На истинное время уже запланировано девять проектов на МКАД с разной степенью вероятности их окончания", - гласит П.Жилкина. Куда глядит арендатор Когда торговые центры на МКАД только раскрывались, это была новинка, вызывавшая постоянный покупательский ажиотаж. Сейчас все стабилизировалось, и ТЦ имеют собственных неизменных клиентов, которые раз в одну либо в две недели посещают эти моллы. Не считая того, по наблюдениям аналитиков, ценности клиентов сместились от шопинга к утехам, которые предоставляют торговые центры. Следует также отметить, что преимущество имеют уже закоренелые марки с мировым именованием. "Арендаторы идут на брэнд, — отмечает Сергей Блохин. — IKEA на данный момент пользуется потрясающим преимуществом известности собственного наименования и продолжают удачно развиваться. Другим отыскать арендаторов труднее". По словам Сергея Лобкарева, "у новых проектируемых комплексов неувязка наполняемости арендаторами должна решаться еще на шаге проекта. Принципиально еще до начала строительства осознать, кто будет в числе арендаторов, как они будут размещены по отношению друг к другу, как будут ориентированы человеческие потоки в торговом центре и прочее". "Проф универсальный торговый центр (mall) с грамотной концепцией и подбором арендаторов на сегодня увлекателен покупателю вне зависимости от его расположения", — считает Ольга Ясько. Она уверена, что арендаторы еще пока готовы идти в большие ТЦ, расположенные в районе МКАД, но это не будет длиться вечно. "В какой-то момент наступит насыщение рынка, и преимущество будут иметь торговые центры с большими арендаторами, расположенные не просто на МКАД, а на скрещении МКАД с большими городскими магистралями", — подчеркивает Ясько.

Илья Терентьев

Другие новости по теме:
Сможет ли давление спроса повлиять на застройщиков, покажет время
Может быть, в предстоящем, как предсказывает Анатолий Валетов, директор по маркетингу компании Rosinka International Group, рынок все таки будет «отталкиваться от бюджета покупателей». «На нынешний
Парковка в нагрузку
Строительство парковок при торговых центрах обычно является головной болью для девелопера. С принятием поправок в постановление столичного правительства об их размещении, требования по количеству
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Офисы ранжируют по машиноместам
Новенькая система систематизации офисной недвижимости, которую несколько консалтинговых компаний планируют выпустить в этом году, предугадывает и новые нормативы для офисных парковок — машиномест
Офисы, новейшая история
Сейчас практически ни у кого из игроков рынка коммерческой недвижимости не вызывает колебаний, что классные стеклянные башни кабинетов скоро в огромных количествах будут возвышаться далековато за