Оператор "Домодедово" - группа "Ист Лайн" хочет выстроить до собственного аэропорта линию легкого метро ценой практически $670 млн. Электрички до "Домодедово" отправляются с Павелецкого вокзала с
Две дороги в "Шереметьево"
13 апреля 2013
"Русские стальные дороги" и аэропорт "Шереметьево" не могут поделить проект на $120 млн. Семь лет они спорили, кто выстроит жд ветку до аэропорта, и, не договорившись, решили строить каждый свою дорогу. "Шереметьево" — единственный аэропорт Москвы без прямого жд сообщения. Электрички до "Домодедово" запустили еще в 2002 г., до "Внуково" — этим летом. Проект ветки до "Шереметьево" был готов в 1997 г. Ее планировалось выстроить совместно с новым терминалом "Шереметьево-3". Но участники проекта — РЖД и аэропорт так и не условились, на чьи средства будет построена дорога. Отчаявшись, "Шереметьево" в ноябре 2004 г. запустило особый маршрут с Савеловского вокзала с пересадкой на автобусы в подмосковной Лобне. Потом аэропорт решил сам отыскать средства для строительства ветки — шестикилометрового ответвления от основной дороги — и летом организовал оператора проекта — 100%-ную "дочку" "Аэроэкспресс". Ей "Шереметьево" поручило создать ТЭО, оформить права на землю и отыскать соинвестора, которому аэропорт готов был передать до 75% акций "Аэроэкспресса". Всю стройку "Шереметьево" оценило в 3,5 миллиардов руб., а срок окупаемости проекта — в 5 лет. Средства должны возвратиться из прибыли от реализации билетов. Но РЖД вдруг решила сама заняться стройкой. Как стало понятно "Ведомостям", под новейшую ветку монополия уже зарезервировала 1,9 миллиардов руб. в проекте инвестпрограммы на 2006 г. Проект РЖД прорабатывает без помощи других и соглашений с "Шереметьево" пока не подписывала, сказал "Ведомостям" один из менеджеров компании. "Такие перевозки приносят хороший доход, и нам проект выгоден", — добавляет он. Домодедовские электрички, по данным аэропорта, за 1-ое полугодие перевезли 1,5 млн человек. Стоимость билета — 120 руб. Таким макаром, РЖД могла заработать на этом маршруте 180 млн руб. полугодового дохода. "Шереметьево" пока оставило за собой вторую часть проекта — строительство 2-ух терминалов на Савеловском вокзале и в "Шереметьево-2", ведает гендиректор "Аэроэкспресса" Владимир Петров. К середине декабря "Аэроэкспресс" организует “временный” терминал на вокзале, арендовав два этажа в здании и поставив стойки регистрации. А к концу 2007 г. выстроит отдельное здание, когда будет готова ровная ветка, ведает Петров. Но пассажиров компания желает возить сама, купив либо взяв поезда в лизинг у РЖД. "Правая рука не знает, что делает левая", — возмущается бюрократ Минэкономразвития. Свою инициативу РЖД ни с кем не согласовала, планируя представить все в инвестпрограмме к ноябрьскому заседанию правительства. "Но в таком виде мы это не одобрим", — добавляет бюрократ. Для РЖД этот проект "копеечный", компании необходимо условиться с аэропортом, разъясняет он. Согласованности желает и Минтранс. "Нам нужна эта ветка и как можно резвее — не много того, что сам аэропорт перегружен, так и добраться до него нереально из-за пробок на Ленинградском шоссе", — негодует один из служащих ведомства. "Мы предлагали РЖД соединить проекты и стать нашими акционерами, но ответа пока нет, — пеняет Петров из "Аэроэкспресса". — Но мы продолжаем находить партнеров, и энтузиазм к проекту есть”. В числе интересантов — "Терминал", строящая "Шереметьево-3" "дочка" "Аэрофлота". В РЖД от комментариев воздерживаются, отмечая, что "официальных предложений" от "Шереметьево" к монополии "не поступало". А гендиректор "Терминала" Кирилл Будаев энтузиазм к проекту подтвердил, но отметил, что о деталях пока гласить рано. Вобщем, участники рынка колеблются, что РЖД оставит "Аэроэкспресс" самостоятельным оператором. “Такой практики нет нигде — и для "Внуково", и для "Домодедово" услугу перевозки вполне предоставляет РЖД, ей достается основная выручка”, — замечает 1-ый заместитель гендиректора "Внуково" Виталий Ванцев. "А самому аэропорту не вытянуть весь проект, и инвесторов он навряд ли отыщет", — добавляет он. В 2004 г. выручка "Шереметьево" по РСБУ составила 4,3 миллиардов руб., незапятнанная прибыль – 0,7 миллиардов. Выручка РЖД по МСФО в 2004 г. – 652,3 миллиардов руб., незапятнанная прибыль – 76,6 миллиардов руб. Обе компании на 100% принадлежат государству.
Лена Мазнева