Программка «Новое кольцо Москвы» занимает достойное место посреди столичных долгостроев. Через несколько месяцев — 2 февраля 2009 года — программка отпразднует десятилетний юбилей. Фактически,
Быстрее, выше, стильнее нужно будет строить в Москве в ближайшие годы
29 апреля 2013
Заглавие открывшейся в Москве выставки “Подземный город-2006” не на сто процентов отражает ее содержание: как минимум половина экспозиции в Гостином дворе посвящена другому способу строительства - высотному. Устроители разъясняют такое соседство тем, что у Москвы всего две перспективы развития: в высоту и в глубину. Третьего не дано. Не считая того, как увидел директор НИИ им. Герсеванова Вячеслав Ильичев, “любой 40-этажный небоскреб начинается с 5 подземных этажей”. Но в отличие от строителей тоннелей монтажникам-высотникам пока особо похвастать нечем.
Программка высотного строительства “Новое кольцо Москвы” считается одной из приоритетных в городке, но продвигается ни шатко ни валко. В 1999 году бюрократы планировали, что до 2003 года в столице будет выстроено 7 небоскребов, до 2010-го - более 30, а к 2015-му Москву украсят 60 новых высотных построек. Но уже реализация стартовых объектов программки занесла коррективы в эти планы. Не было ни единых СНИПов высотного строительства, ни отработанных технологий, ни готовых архитектурно-планировочных решений. Нормативную базу по каждому объекту пришлось создавать с нуля. В итоге за 6 лет в эксплуатацию сдана только одна башня - 43-этажный жилой комплекс “Эдельвейс” на Давыдковской улице. Еще две - “Континенталь” на проспекте Жукова и “Вертикаль” на Ленинском проспекте - находятся в стадии строительства. Вобщем, с “Вертикалью” в конце прошедшего года появился скандал, урегулировать который власти пробуют до сего времени. Инвестор - генеральный директор Спецвысотстроя и заслуженный строитель Константин Золотухин - сбежал за границу вкупе с 30 млн. баксов, собранных с дольщиков. Кто будет достраивать небоскреб, квартиры в каком благополучно продавались прямо до декабря 2005 года, до сего времени непонятно. Пока участники рынка вслух жалеют коллег из ЦНИИЭП “Жилище”, которым предстоит приготовить новый проект “Вертикали”.
Другие объекты “Нового кольца” находятся в предпроектной стадии. В 2004 году до аукциона смогли довести только 4 адреса. В 2005-м планировали отыскать инвесторов для 9 небоскребов, но в конце концов торги прошли только по 4 площадкам. Бюрократы разъясняют свою нерасторопность сложностями с подготовкой лотовой документации. Обычно, от формирования адреса до аукциона проходит 18 месяцев. Еще столько же дается победителю на разработку проекта и подготовку сметы. Строительный цикл по нормативам, установленным правительством городка, не должен превосходить 3 лет.
Может быть, если б у рынка была такая потребность, лотовая документация по обозначенным в программке адресам готовилась более оперативно. Но пока инвесторы в очередь за небоскребами не выстраиваются. Конкурсную документацию выкупают порядка 20 компаний, а на торги в итоге приходят не больше 2-3 участников. “Это свидетельствует о том, что рынок пока не готов к высотному строительству. Москвичи - и обыкновенные граждане, и спецы - к высоткам относятся настороженно, круг инвесторов, способных профинансировать такие проекты, ограничен, кредитные организации занимают выжидательную позицию”, - пеняют бюрократы. По данным компании “Новое кольцо Москвы” (НКМ), строительство одной высотки в среднем обходится в 50-140 млн. баксов. Сами строители считают реальной ценой 100-180 млн. “зеленых” зависимо от трудности проекта и обременений.
Спроектировать, выстроить и привлечь на реализацию проекта банковские кредиты способны, по оценкам участников рынка, менее 10-15 больших компаний, наименования которых у всех на слуху. “Мы осознаем, что наши способности в этой области еще пока очень ограничены, потому управление городка интенсивно занимается привлечением к роли в программке зарубежных профессионалов - как проектировщиков, так и строителей”, - поведали “МК” в Москомархитектуре. На сегодня определены 4 “пилотных” объекта, проекты для которых подготовят зарубежные архитекторы - Норман Фостер, Фрэнк Уильямс и германское предприятие “БРТ Инжиниринг”. Одна из задач такового сотрудничества - создать технические регламенты высотного строительства, которые могли бы без заморочек “читать” как русские, так и зарубежные спецы, присутствие которых на столичном строительном рынке уже никем не оспаривается.
Что касается потребительского спроса на квартиры в высотных домах, то этот вопрос пока не много исследован. В Москомархитектуре говорят, что как минимум 15% городских жителей готовы смотреть из собственных окон за полетами птиц. В НКМ ссылаются на опыт забугорных государств: в Стране восходящего солнца уже проектируется небоскреб высотой 1000 м и рассматривается возможность строительства 3000-метрового комплекса, по конфигурации напоминающего гору Фудзияма. Опыт тех компаний, которые уже реализовали в Москве свои высотные проекты, также указывает, что никаких заморочек с продажей квартир на верхних этажах не появляется. Даже напротив: квадратный метр там стоит дороже, чем до 30-го этажа.
Кстати, все объекты программки “Новое кольцо Москвы” не превосходят 50 этажей. “Мы исходим из того, что самое неопасное жилище - это жилище из железобетона. Но этот материал можно использовать только до отметки 50 этажей, далее необходимо перебегать на смешанные конструкции. Их можно использовать при строительстве кабинетов, но они не отвечают тем жестким требованиям, которые по русским эталонам предъявляются к жилым помещениям”, - пояснили “МК” в ЦНИИЭП “Жилище”, занимавшемся разработкой временных норм и правил для строительства в спектре от 75 до 400 м.
Посреди обстоятельств, тормозящих реализацию программки “Новое кольцо Москвы”, специалисты именуют географически “неинтересные” адреса и обременение площадок, выделенных под строительство высоток. Таких критерий, как у “Эдельвейса”, построенного поблизости центра Москвы на пустом участке, который ранее был зарезервирован за МГУ, ни у кого уже не будет.
Все же власти не оставляют попыток нажать на рынок и активизировать строительство небоскребов. В прошедшем году их строительство пробовали было привязать к городским программкам переселения обитателей из пятиэтажек сносимых серий и ветхого жилого фонда, но эта мысль не встретила осознания у застройщиков. “У общественного жилища должна быть низкая себестоимость. Это есть у “панели”, но этого не может быть при высотном строительстве, которое по определению более затратно”, - поведал “МК” представитель большой строительной компании, которую пробовали привлечь к строительству небоскребов.
Для сопоставления: себестоимость панельного жилища в реальный момент уверенно приближается к 800 баксов за кв. м, тогда как себестоимость высоток издавна уже зашкаливает за 1000. “Город просто не сумеет расплатиться с нами за такое соц жилье”, - считают строители.
Бюрократы уповают, что программку высотного строительства подстегнет отсутствие в столице свободных участков под застройку. “Через 2-3 года кандидатуры у строителей не будет: им придется или уходить под землю, или строить 50-этажные башни”. Вобщем, еще есть 3-ий вариант, которым застройщики с фуррором пользуются. Не хотя ввязываться в новое, тяжелое дело, они интенсивно уходят за МКАД, где есть еще простор для панельного жилищного строения. “Сегодня небоскребы - это почти во всем дань моде. Может быть, с течением времени придет осознание того, что высотки в таком количестве нам совсем не необходимы. Многие европейские столицы обходятся без жилища в небоскребах, и ничего”, - делают собственный прогноз оппоненты.
Программка высотного строительства “Новое кольцо Москвы” считается одной из приоритетных в городке, но продвигается ни шатко ни валко. В 1999 году бюрократы планировали, что до 2003 года в столице будет выстроено 7 небоскребов, до 2010-го - более 30, а к 2015-му Москву украсят 60 новых высотных построек. Но уже реализация стартовых объектов программки занесла коррективы в эти планы. Не было ни единых СНИПов высотного строительства, ни отработанных технологий, ни готовых архитектурно-планировочных решений. Нормативную базу по каждому объекту пришлось создавать с нуля. В итоге за 6 лет в эксплуатацию сдана только одна башня - 43-этажный жилой комплекс “Эдельвейс” на Давыдковской улице. Еще две - “Континенталь” на проспекте Жукова и “Вертикаль” на Ленинском проспекте - находятся в стадии строительства. Вобщем, с “Вертикалью” в конце прошедшего года появился скандал, урегулировать который власти пробуют до сего времени. Инвестор - генеральный директор Спецвысотстроя и заслуженный строитель Константин Золотухин - сбежал за границу вкупе с 30 млн. баксов, собранных с дольщиков. Кто будет достраивать небоскреб, квартиры в каком благополучно продавались прямо до декабря 2005 года, до сего времени непонятно. Пока участники рынка вслух жалеют коллег из ЦНИИЭП “Жилище”, которым предстоит приготовить новый проект “Вертикали”.
Другие объекты “Нового кольца” находятся в предпроектной стадии. В 2004 году до аукциона смогли довести только 4 адреса. В 2005-м планировали отыскать инвесторов для 9 небоскребов, но в конце концов торги прошли только по 4 площадкам. Бюрократы разъясняют свою нерасторопность сложностями с подготовкой лотовой документации. Обычно, от формирования адреса до аукциона проходит 18 месяцев. Еще столько же дается победителю на разработку проекта и подготовку сметы. Строительный цикл по нормативам, установленным правительством городка, не должен превосходить 3 лет.
Может быть, если б у рынка была такая потребность, лотовая документация по обозначенным в программке адресам готовилась более оперативно. Но пока инвесторы в очередь за небоскребами не выстраиваются. Конкурсную документацию выкупают порядка 20 компаний, а на торги в итоге приходят не больше 2-3 участников. “Это свидетельствует о том, что рынок пока не готов к высотному строительству. Москвичи - и обыкновенные граждане, и спецы - к высоткам относятся настороженно, круг инвесторов, способных профинансировать такие проекты, ограничен, кредитные организации занимают выжидательную позицию”, - пеняют бюрократы. По данным компании “Новое кольцо Москвы” (НКМ), строительство одной высотки в среднем обходится в 50-140 млн. баксов. Сами строители считают реальной ценой 100-180 млн. “зеленых” зависимо от трудности проекта и обременений.
Спроектировать, выстроить и привлечь на реализацию проекта банковские кредиты способны, по оценкам участников рынка, менее 10-15 больших компаний, наименования которых у всех на слуху. “Мы осознаем, что наши способности в этой области еще пока очень ограничены, потому управление городка интенсивно занимается привлечением к роли в программке зарубежных профессионалов - как проектировщиков, так и строителей”, - поведали “МК” в Москомархитектуре. На сегодня определены 4 “пилотных” объекта, проекты для которых подготовят зарубежные архитекторы - Норман Фостер, Фрэнк Уильямс и германское предприятие “БРТ Инжиниринг”. Одна из задач такового сотрудничества - создать технические регламенты высотного строительства, которые могли бы без заморочек “читать” как русские, так и зарубежные спецы, присутствие которых на столичном строительном рынке уже никем не оспаривается.
Что касается потребительского спроса на квартиры в высотных домах, то этот вопрос пока не много исследован. В Москомархитектуре говорят, что как минимум 15% городских жителей готовы смотреть из собственных окон за полетами птиц. В НКМ ссылаются на опыт забугорных государств: в Стране восходящего солнца уже проектируется небоскреб высотой 1000 м и рассматривается возможность строительства 3000-метрового комплекса, по конфигурации напоминающего гору Фудзияма. Опыт тех компаний, которые уже реализовали в Москве свои высотные проекты, также указывает, что никаких заморочек с продажей квартир на верхних этажах не появляется. Даже напротив: квадратный метр там стоит дороже, чем до 30-го этажа.
Кстати, все объекты программки “Новое кольцо Москвы” не превосходят 50 этажей. “Мы исходим из того, что самое неопасное жилище - это жилище из железобетона. Но этот материал можно использовать только до отметки 50 этажей, далее необходимо перебегать на смешанные конструкции. Их можно использовать при строительстве кабинетов, но они не отвечают тем жестким требованиям, которые по русским эталонам предъявляются к жилым помещениям”, - пояснили “МК” в ЦНИИЭП “Жилище”, занимавшемся разработкой временных норм и правил для строительства в спектре от 75 до 400 м.
Посреди обстоятельств, тормозящих реализацию программки “Новое кольцо Москвы”, специалисты именуют географически “неинтересные” адреса и обременение площадок, выделенных под строительство высоток. Таких критерий, как у “Эдельвейса”, построенного поблизости центра Москвы на пустом участке, который ранее был зарезервирован за МГУ, ни у кого уже не будет.
Все же власти не оставляют попыток нажать на рынок и активизировать строительство небоскребов. В прошедшем году их строительство пробовали было привязать к городским программкам переселения обитателей из пятиэтажек сносимых серий и ветхого жилого фонда, но эта мысль не встретила осознания у застройщиков. “У общественного жилища должна быть низкая себестоимость. Это есть у “панели”, но этого не может быть при высотном строительстве, которое по определению более затратно”, - поведал “МК” представитель большой строительной компании, которую пробовали привлечь к строительству небоскребов.
Для сопоставления: себестоимость панельного жилища в реальный момент уверенно приближается к 800 баксов за кв. м, тогда как себестоимость высоток издавна уже зашкаливает за 1000. “Город просто не сумеет расплатиться с нами за такое соц жилье”, - считают строители.
Бюрократы уповают, что программку высотного строительства подстегнет отсутствие в столице свободных участков под застройку. “Через 2-3 года кандидатуры у строителей не будет: им придется или уходить под землю, или строить 50-этажные башни”. Вобщем, еще есть 3-ий вариант, которым застройщики с фуррором пользуются. Не хотя ввязываться в новое, тяжелое дело, они интенсивно уходят за МКАД, где есть еще простор для панельного жилищного строения. “Сегодня небоскребы - это почти во всем дань моде. Может быть, с течением времени придет осознание того, что высотки в таком количестве нам совсем не необходимы. Многие европейские столицы обходятся без жилища в небоскребах, и ничего”, - делают собственный прогноз оппоненты.