С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Новые московские высотки станут соцжильем
07 ноября 2013
Программка «Новое кольцо Москвы» занимает достойное место посреди столичных долгостроев. Через несколько месяцев — 2 февраля 2009 года — программка отпразднует десятилетний юбилей. Фактически, никакого «кольца» программка не предугадывала: участки для строительства высотных построек разбросаны по Москве в творческом кавардаке: от Третьего транспортного кольца до самой МКАД. В этом смысле девелоперам был предоставлен широкий выбор. Но девелоперы не оценили широкого жеста и почти всегда предпочитали строить высотные дома без помощи других. В августе этого года терпение властей лопнуло. Мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, согласно которому высотные комплексы в столице сейчас будут строиться исключительно в рамках программки «Новое кольцо Москвы». Станет ли программка от этого более симпатичной для девелоперов? Либо за этим стоит что-то другое? Эти вопросы мы задали спецам столичного рынка недвижимости.
Вы стройте — СНиПы будут
«В базу программки легла «Концепция размещения функциональных высотных комплексов в срединном и периферийном поясе Москвы», разработанная еще в 1995-1996 годах НИиПИ Генплана, — ведает управляющий отдела городской недвижимости Moscow Exclusive Sotheby’s International Realty Маргарита Осипова. — Программкой, принятой в 1999 году были предусмотрены 60 объектов, сейчас власти молвят о строительстве до 2015 года в рамках программки приблизительно 200 объектов. Но реализовано либо реализуется пока всего три: «Эдельвейс» на Кутузовском проспекте, «Континенталь» на проспекте Маршала Жукова (застройщик обоих — компания КОНТИ) и «Вертикаль» на Ленинском проспекте (застройщиком выступал «Спецвысотстрой», но после скандала с средствами личных инвесторов объект передали компании MIRAX Group. Сейчас этот жилой комплекс именуется «Веллхаус на Ленинском»). Не так давно был анонсирован старт нового проекта на Ярославском шоссе — жилого комплекса, состоящего из 2-ух построек, самое высочайшее из которых будет высотой 55 этажей. При всем этом в столице строятся высотки вне программки, это объекты компаний ДОН-Строй, Capital Group, MIRAX Group и других».
Эксперт именует предпосылки, затрудняющие высотное строительство, безотносительно к тому, заходит ли объект в программку либо проектируется без помощи других. Девелоперам приходится в сжатые сроки осваивать новые технологии, так как при строительстве такового сооружения нужно с особенной тщательностью учесть многие характеристики: давление строения на грунт, силу ветра и т.д. Для оснащения дома нужна закупка более дорогостоящих и сложных инженерных систем, вентиляции завышенной мощности, более крепких оконных блоков, насосов для подачи воды в квартиры и в системы пожаротушения. Кроме этого дом должен быть оборудован высокоскоростными лифтами и системами бесперебойного электропитания.
«Но самая основная неувязка, — заключает М. Осипова, — это отсутствие единых СНиПов. На этот момент они разрабатываются в режиме реального времени наряду с утверждением того либо другого большого проекта. Все это, непременно, сказывается на себестоимости объекта, при этом удорожание идет на всех шагах от проектирования до строительства. Да и притом, что земля и инфраструктура — самые накладные статьи бюджета, строительство высотных построек более выгодно для девелоперов, потому что позволяет прирастить количество квадратных метров возводимых на земляном участке».
Лот с сюрпризом
Разговор о сложностях высотного строительства продолжает Юрий Синяев, директор по маркетингу группы компаний КОНТИ, застройщика единственной на сей день достроенной высотки в рамках программки «Новое кольцо Москвы» — 43-этажного комплекса «Эдельвейс»: «С русских времен и до недавнешнего времени в столице отсутствовали единые нормы и правила строительства высоток. Под каждое здание они разрабатывались персонально. Прямо до того, что разработкой проекта и строительства именитых «сталинских» высоток занимались различные министерства. К примеру, проекты построек МИДа и МГУ разрабатывало Министерство среднего машиностроения, высотку на Кудринской площади – Минавиапром (ее еще называли «домом авиаторов», там жили авиаконструкторы и летчики-испытатели). Соответственно, в проектах явственно отражались отраслевые стандарты».
Да и после принятия программки, каждой компании, которая воспринимала решение выйти на рынок высотного строительства, приходилось с нуля готовить документы, разрабатывать, изучить, подтверждать, проходить комиссии.
Только три года вспять в качестве первого шага решения этой трудности были разработаны «Временные нормы и правила проектирования функциональных высотных построек и зданий-комплексов в г. Москве» — МГСН 4.19-2005. Очередной неувязкой эксперт именует острую нехватку до недавнешнего времени оборудования для работы на огромных высотах. «При строительстве небоскребов, — продолжает Ю. Синяев, — непременно проведение сложных геологических исследовательских работ. Если New-york стоит на горах, выдерживающих огромные нагрузки, то в Москве другие геологические характеристики: подземные реки, заболоченная местность. Эти условия требуют колоссальных работ по созданию фундамента. К примеру, для возведения только фундамента под одну московскую высотку «Нового кольца» нужно столько бетона и металла, что из их можно было бы выстроить семь десятиэтажных домов».
Застройщики под программку выбираются по тендеру. Эти конкурсы Ю. Синяев именует открытыми и довольно действенными, но и тут не все гладко: «Дело в том, что лотовая документация проектов «Нового кольца Москвы» слабо проработана. Плохо исследованы вопросы инженерных сетей, коммуникаций, геоподоснов. К примеру, выкапывая котлован для ЖК «Континенталь», мы нашли высоковольтные кабели. В итоге перенос и вынос сетей, которые не были отражены в лотовой документации, обошлись нам более чем в $5 млн».
Доступный и уникальный — две вещи несовместные
Слабенькую заинтригованность инвесторов по большинству проектов программки «Новое кольцо Москвы» директор по маркетингу и продажам ОАО «Квартал» Сергей Лушкин разъясняет высочайшей толикой расходов, связанных с обременением территорий: «Как правило, инвесторам предлагаются участки, на которых расположены ЛЭПы, гаражно-строительные кооперативы, также промышленные и складские помещения. Все расходы по подготовке территорий (в том числе и решение вопросов с собственниками и арендаторами построек, подлежащих сносу), ложатся на плечи девелоперов. Потому рентабельность проектов высотных построек, входящих в программку, даже, невзирая на продолжавшийся все эти годы рост цен на рынке недвижимости, остается невысокой».
Все же, многие спецы позитивно оценивают потенциал высотного строительства в ситуации, когда точечная застройка становится проблематической, а стратегия развития строительного комплекса сдвигается в сторону всеохватывающего освоения довольно больших участков — кварталов.
«За исключением приобретения действующих инвестконтрактов на вторичном рынке, — гласит управляющий директор CENTURY 21 Запад Евгений Скоморовский, — роль в программке строительства высоток в срединно-периферийном поясе столицы является чуть не единственным выходом для многих девелоперских структур в реализации собственных амбиций и потенциала на столичном рынке недвижимости».
В целом, реализация программки, хоть и происходит не такими высочайшими темпами, как планировалось вначале, обладает неплохим потенциалом и будет нужна активными участниками рынка.
«Высотки более комфортны для жилища, чем другие дома, — поддерживает мировоззрение коллеги управляющий аналитического отдела компании «ИНКОМ» Дмитрий Таганов. — При всем этом они числятся дорогими домами, хотя бы в силу собственной уникальности, ведь на данный момент их очень не достаточно в общем жилом фонде столицы. Потому легкодоступным жильем их точно именовать нельзя: доступный и уникальный — понятия вообщем не достаточно совместимые».
На Сити глядючи
«Я полагаю, что внедрение высотки в качестве соцжилья нереально, — уверена управляющий партнер компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Оксана Каарма. — Продавать недвижимость подобного уровня по низким ценам просто невыгодно. Потому в высотках продается недвижимость бизнес-класса и выше». В критериях нехватки новых площадок, высотное строительство является одним из важных резервов роста жилищного фонда столицы. В то же время, эксперт отмечает, что и сейчас в Москве не так много строй организаций, способных воплотить настолько непростой по технических чертам проект.
«В отличие от дорогих проектов, для общественного жилища подходят панельные дома 22-25 этажей», — уверена О. Карма. Таким макаром, «высокий статус высоток» кажется неоспоримым.
Все же, он оспорен. И никем другим, как правительством городка. «Низкий энтузиазм возможных инвесторов к программке «Новое кольцо Москвы» принудил правительство городка рассматривать проекты, входящие в программку, в качестве общественного жилья», — утверждает С. Лушкин.
«В этом случае, — объясняет директор департамента городской недвижимости Vesco Realty Евгений Аптекин, — здание делят раздельно под продажные квартиры и отчасти под соцжилье. Например, две башни на Ярославском шоссе либо новостройка на Ленинском проспекте. Вопрос в том, что финансировать соцжилье совсем не прибыльно инвесторам, а покупатели не стремятся получать квартиры в таком доме».
Но, может быть, что социальные планы властей в отношении высоток идут куда далее.
«Первый и важный вопрос, который задают потенциальные собственники жилища либо коммерческих площадей в строящихся высотках, — это вопрос о будущей транспортной ситуации, — гласит генеральный директор Real Estate Consult Миша Храмов. — Площадки под высотки разбросаны по местности городка достаточно умеренно, но есть и кластеры, которые принуждают неких клиентов вспомнить о транспортных дилеммах Москва-Сити. Вкупе с тем, есть опасение, что некие площадки под будущие высотки не сумеют обеспечить нужное для дома бизнес-класса количество машиномест. Но если неуввязками Сити занимаются правительство Москвы и очень большие структуры, то жильцы высотки не получат ничего сверх обязанностей застройщика по инвестконтракту».
М. Храмов подразумевает, что значимая часть площадок под будущие высотки, в конечном счете, может быть применена под социальные нужды, или в других целях, так как не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к коммерческому жилью.
Панельные высотки? Почему бы нет?
Произнесенное совсем не значит, что кому-то из очередников сказочно повезет поселиться в пентхаусе с видом на Кремль, хоть и издалека. «Другие цели», по воззрению М. Храмова, это дешевые гостиницы и доходные дома: «Сегодня рентабельность этих категорий недвижимости невысока, но уже не вызывает сомнения, что рынок недвижимости вступает в новый шаг развития. Не стану гадать о том, как значимой и длительной будет стагнация, также каким будет следующий рост, но то, что мы уже лицезреем, а именно, «клиническая погибель ипотеки», будет подталкивать цены найма жилища, рост рентабельности аренды. К тому же явна заинтригованность столичного правительства в развитии дешевого гостиничного сектора, включая доходные дома. Как нам понятно, сейчас готовится целый пакет мер, которые ориентированы на развитие этих категорий недвижимости».
Что все-таки касается конкретно соц целей, то М. Храмов уделяет свое внимание на увлекательное несоответствие: «Высотка — по определению драгоценное здание? Да. Но давайте поглядим на проект «двух башен» на Ярославском шоссе. Его уже именуют «Ярославскими Воротами», но на ворота он не очень похож. Одно из построек это реальная высотка в 50 либо 55 этажей. Но другое — жилой комплекс из построек различной высоты — 2, 7, 9, 14 и самое высочайшее... 16 этажей! Да, это будет комплекс бизнес-класса, но что помешает в другом месте вот так же именовать «высоткой» комплекс эконом-класса?»
Вправду, большая часть опрошенных профессионалов отмечали, что определение «высотного здания» очень расплывчато. «В то время как в девелоперском обиходе «высотками» принято именовать дома от 30 этажей, «Временные нормы и правила...» (МГСН 4.19-2005) дают точное определение высотного строения (комплекса), — объясняет управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. — Это здание (комплекс) высотой более 75 метров». Другими словами 25-этажное.
Для сопоставления, проектная этажность домов серии И-155 (ЗАО «СУ-155») добивается 24 этажей (этаж — 3 м «от плиты до плиты»), плюс технический, плюс лифтовые машинные помещения на крыше. А серия КОПЭ-М-Парус (ДСК№ 2 группы компаний ПИК) добивается 25 этажей, плюс тот же технический. Есть — 75 метров! Если у этих 2-ух серий и есть «недостаток», ставящий под колебание наши «смутные подозрения», то только тот, что конкретно эти две панельные серии риэлторы относят не к «эконому», а к нижнему бизнес-классу ввиду их довольно больших потребительских параметров.
Все же, эти дома — серийные, не требующие личного планирования, а компании, производящие их, имеют массивные позиции в столичном стройкомплексе. Таким макаром, один из наистарейших столичных долгостроев — «Новое кольцо Москвы» — может получить внезапно мощнейший импульс. Может быть, мы стали очевидцами всего только прекрасной операции по рассредотачиванию строй площадок. (Интересно, что И-155 была разработана в 2001 году, а «Парус» — в 2003-м). Предпоследним аккордом операции стало августовское постановление: «Давайте же, в конце концов, строить!», а последним аккордом станет: «Ну, если вы не желаете строить...». «Высотное кольцо» остается прекрасной метафорой. В конце концов, в 1999 году программка была названа «Новое кольцо Москвы». Вы видите тут слово «высотное»?
Альберт Акопян
Вы стройте — СНиПы будут
«В базу программки легла «Концепция размещения функциональных высотных комплексов в срединном и периферийном поясе Москвы», разработанная еще в 1995-1996 годах НИиПИ Генплана, — ведает управляющий отдела городской недвижимости Moscow Exclusive Sotheby’s International Realty Маргарита Осипова. — Программкой, принятой в 1999 году были предусмотрены 60 объектов, сейчас власти молвят о строительстве до 2015 года в рамках программки приблизительно 200 объектов. Но реализовано либо реализуется пока всего три: «Эдельвейс» на Кутузовском проспекте, «Континенталь» на проспекте Маршала Жукова (застройщик обоих — компания КОНТИ) и «Вертикаль» на Ленинском проспекте (застройщиком выступал «Спецвысотстрой», но после скандала с средствами личных инвесторов объект передали компании MIRAX Group. Сейчас этот жилой комплекс именуется «Веллхаус на Ленинском»). Не так давно был анонсирован старт нового проекта на Ярославском шоссе — жилого комплекса, состоящего из 2-ух построек, самое высочайшее из которых будет высотой 55 этажей. При всем этом в столице строятся высотки вне программки, это объекты компаний ДОН-Строй, Capital Group, MIRAX Group и других».
Эксперт именует предпосылки, затрудняющие высотное строительство, безотносительно к тому, заходит ли объект в программку либо проектируется без помощи других. Девелоперам приходится в сжатые сроки осваивать новые технологии, так как при строительстве такового сооружения нужно с особенной тщательностью учесть многие характеристики: давление строения на грунт, силу ветра и т.д. Для оснащения дома нужна закупка более дорогостоящих и сложных инженерных систем, вентиляции завышенной мощности, более крепких оконных блоков, насосов для подачи воды в квартиры и в системы пожаротушения. Кроме этого дом должен быть оборудован высокоскоростными лифтами и системами бесперебойного электропитания.
«Но самая основная неувязка, — заключает М. Осипова, — это отсутствие единых СНиПов. На этот момент они разрабатываются в режиме реального времени наряду с утверждением того либо другого большого проекта. Все это, непременно, сказывается на себестоимости объекта, при этом удорожание идет на всех шагах от проектирования до строительства. Да и притом, что земля и инфраструктура — самые накладные статьи бюджета, строительство высотных построек более выгодно для девелоперов, потому что позволяет прирастить количество квадратных метров возводимых на земляном участке».
Лот с сюрпризом
Разговор о сложностях высотного строительства продолжает Юрий Синяев, директор по маркетингу группы компаний КОНТИ, застройщика единственной на сей день достроенной высотки в рамках программки «Новое кольцо Москвы» — 43-этажного комплекса «Эдельвейс»: «С русских времен и до недавнешнего времени в столице отсутствовали единые нормы и правила строительства высоток. Под каждое здание они разрабатывались персонально. Прямо до того, что разработкой проекта и строительства именитых «сталинских» высоток занимались различные министерства. К примеру, проекты построек МИДа и МГУ разрабатывало Министерство среднего машиностроения, высотку на Кудринской площади – Минавиапром (ее еще называли «домом авиаторов», там жили авиаконструкторы и летчики-испытатели). Соответственно, в проектах явственно отражались отраслевые стандарты».
Да и после принятия программки, каждой компании, которая воспринимала решение выйти на рынок высотного строительства, приходилось с нуля готовить документы, разрабатывать, изучить, подтверждать, проходить комиссии.
Только три года вспять в качестве первого шага решения этой трудности были разработаны «Временные нормы и правила проектирования функциональных высотных построек и зданий-комплексов в г. Москве» — МГСН 4.19-2005. Очередной неувязкой эксперт именует острую нехватку до недавнешнего времени оборудования для работы на огромных высотах. «При строительстве небоскребов, — продолжает Ю. Синяев, — непременно проведение сложных геологических исследовательских работ. Если New-york стоит на горах, выдерживающих огромные нагрузки, то в Москве другие геологические характеристики: подземные реки, заболоченная местность. Эти условия требуют колоссальных работ по созданию фундамента. К примеру, для возведения только фундамента под одну московскую высотку «Нового кольца» нужно столько бетона и металла, что из их можно было бы выстроить семь десятиэтажных домов».
Застройщики под программку выбираются по тендеру. Эти конкурсы Ю. Синяев именует открытыми и довольно действенными, но и тут не все гладко: «Дело в том, что лотовая документация проектов «Нового кольца Москвы» слабо проработана. Плохо исследованы вопросы инженерных сетей, коммуникаций, геоподоснов. К примеру, выкапывая котлован для ЖК «Континенталь», мы нашли высоковольтные кабели. В итоге перенос и вынос сетей, которые не были отражены в лотовой документации, обошлись нам более чем в $5 млн».
Доступный и уникальный — две вещи несовместные
Слабенькую заинтригованность инвесторов по большинству проектов программки «Новое кольцо Москвы» директор по маркетингу и продажам ОАО «Квартал» Сергей Лушкин разъясняет высочайшей толикой расходов, связанных с обременением территорий: «Как правило, инвесторам предлагаются участки, на которых расположены ЛЭПы, гаражно-строительные кооперативы, также промышленные и складские помещения. Все расходы по подготовке территорий (в том числе и решение вопросов с собственниками и арендаторами построек, подлежащих сносу), ложатся на плечи девелоперов. Потому рентабельность проектов высотных построек, входящих в программку, даже, невзирая на продолжавшийся все эти годы рост цен на рынке недвижимости, остается невысокой».
Все же, многие спецы позитивно оценивают потенциал высотного строительства в ситуации, когда точечная застройка становится проблематической, а стратегия развития строительного комплекса сдвигается в сторону всеохватывающего освоения довольно больших участков — кварталов.
«За исключением приобретения действующих инвестконтрактов на вторичном рынке, — гласит управляющий директор CENTURY 21 Запад Евгений Скоморовский, — роль в программке строительства высоток в срединно-периферийном поясе столицы является чуть не единственным выходом для многих девелоперских структур в реализации собственных амбиций и потенциала на столичном рынке недвижимости».
В целом, реализация программки, хоть и происходит не такими высочайшими темпами, как планировалось вначале, обладает неплохим потенциалом и будет нужна активными участниками рынка.
«Высотки более комфортны для жилища, чем другие дома, — поддерживает мировоззрение коллеги управляющий аналитического отдела компании «ИНКОМ» Дмитрий Таганов. — При всем этом они числятся дорогими домами, хотя бы в силу собственной уникальности, ведь на данный момент их очень не достаточно в общем жилом фонде столицы. Потому легкодоступным жильем их точно именовать нельзя: доступный и уникальный — понятия вообщем не достаточно совместимые».
На Сити глядючи
«Я полагаю, что внедрение высотки в качестве соцжилья нереально, — уверена управляющий партнер компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Оксана Каарма. — Продавать недвижимость подобного уровня по низким ценам просто невыгодно. Потому в высотках продается недвижимость бизнес-класса и выше». В критериях нехватки новых площадок, высотное строительство является одним из важных резервов роста жилищного фонда столицы. В то же время, эксперт отмечает, что и сейчас в Москве не так много строй организаций, способных воплотить настолько непростой по технических чертам проект.
«В отличие от дорогих проектов, для общественного жилища подходят панельные дома 22-25 этажей», — уверена О. Карма. Таким макаром, «высокий статус высоток» кажется неоспоримым.
Все же, он оспорен. И никем другим, как правительством городка. «Низкий энтузиазм возможных инвесторов к программке «Новое кольцо Москвы» принудил правительство городка рассматривать проекты, входящие в программку, в качестве общественного жилья», — утверждает С. Лушкин.
«В этом случае, — объясняет директор департамента городской недвижимости Vesco Realty Евгений Аптекин, — здание делят раздельно под продажные квартиры и отчасти под соцжилье. Например, две башни на Ярославском шоссе либо новостройка на Ленинском проспекте. Вопрос в том, что финансировать соцжилье совсем не прибыльно инвесторам, а покупатели не стремятся получать квартиры в таком доме».
Но, может быть, что социальные планы властей в отношении высоток идут куда далее.
«Первый и важный вопрос, который задают потенциальные собственники жилища либо коммерческих площадей в строящихся высотках, — это вопрос о будущей транспортной ситуации, — гласит генеральный директор Real Estate Consult Миша Храмов. — Площадки под высотки разбросаны по местности городка достаточно умеренно, но есть и кластеры, которые принуждают неких клиентов вспомнить о транспортных дилеммах Москва-Сити. Вкупе с тем, есть опасение, что некие площадки под будущие высотки не сумеют обеспечить нужное для дома бизнес-класса количество машиномест. Но если неуввязками Сити занимаются правительство Москвы и очень большие структуры, то жильцы высотки не получат ничего сверх обязанностей застройщика по инвестконтракту».
М. Храмов подразумевает, что значимая часть площадок под будущие высотки, в конечном счете, может быть применена под социальные нужды, или в других целях, так как не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к коммерческому жилью.
Панельные высотки? Почему бы нет?
Произнесенное совсем не значит, что кому-то из очередников сказочно повезет поселиться в пентхаусе с видом на Кремль, хоть и издалека. «Другие цели», по воззрению М. Храмова, это дешевые гостиницы и доходные дома: «Сегодня рентабельность этих категорий недвижимости невысока, но уже не вызывает сомнения, что рынок недвижимости вступает в новый шаг развития. Не стану гадать о том, как значимой и длительной будет стагнация, также каким будет следующий рост, но то, что мы уже лицезреем, а именно, «клиническая погибель ипотеки», будет подталкивать цены найма жилища, рост рентабельности аренды. К тому же явна заинтригованность столичного правительства в развитии дешевого гостиничного сектора, включая доходные дома. Как нам понятно, сейчас готовится целый пакет мер, которые ориентированы на развитие этих категорий недвижимости».
Что все-таки касается конкретно соц целей, то М. Храмов уделяет свое внимание на увлекательное несоответствие: «Высотка — по определению драгоценное здание? Да. Но давайте поглядим на проект «двух башен» на Ярославском шоссе. Его уже именуют «Ярославскими Воротами», но на ворота он не очень похож. Одно из построек это реальная высотка в 50 либо 55 этажей. Но другое — жилой комплекс из построек различной высоты — 2, 7, 9, 14 и самое высочайшее... 16 этажей! Да, это будет комплекс бизнес-класса, но что помешает в другом месте вот так же именовать «высоткой» комплекс эконом-класса?»
Вправду, большая часть опрошенных профессионалов отмечали, что определение «высотного здания» очень расплывчато. «В то время как в девелоперском обиходе «высотками» принято именовать дома от 30 этажей, «Временные нормы и правила...» (МГСН 4.19-2005) дают точное определение высотного строения (комплекса), — объясняет управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. — Это здание (комплекс) высотой более 75 метров». Другими словами 25-этажное.
Для сопоставления, проектная этажность домов серии И-155 (ЗАО «СУ-155») добивается 24 этажей (этаж — 3 м «от плиты до плиты»), плюс технический, плюс лифтовые машинные помещения на крыше. А серия КОПЭ-М-Парус (ДСК№ 2 группы компаний ПИК) добивается 25 этажей, плюс тот же технический. Есть — 75 метров! Если у этих 2-ух серий и есть «недостаток», ставящий под колебание наши «смутные подозрения», то только тот, что конкретно эти две панельные серии риэлторы относят не к «эконому», а к нижнему бизнес-классу ввиду их довольно больших потребительских параметров.
Все же, эти дома — серийные, не требующие личного планирования, а компании, производящие их, имеют массивные позиции в столичном стройкомплексе. Таким макаром, один из наистарейших столичных долгостроев — «Новое кольцо Москвы» — может получить внезапно мощнейший импульс. Может быть, мы стали очевидцами всего только прекрасной операции по рассредотачиванию строй площадок. (Интересно, что И-155 была разработана в 2001 году, а «Парус» — в 2003-м). Предпоследним аккордом операции стало августовское постановление: «Давайте же, в конце концов, строить!», а последним аккордом станет: «Ну, если вы не желаете строить...». «Высотное кольцо» остается прекрасной метафорой. В конце концов, в 1999 году программка была названа «Новое кольцо Москвы». Вы видите тут слово «высотное»?
Альберт Акопян