С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
В московском строительном комплексе назревает конфликт
19 июня 2013
В столичном правительстве находится на согласовании проект постановления о разработке Комитета по контролю и регулированию вкладывательных программ (сокращенно Мосинвестконтроль). Если этот документ будет одобрен, в городке произойдет градостроительный переворот. Мосинвестконтроль — в том виде, в каком он задуман, — станет основным проводником градостроительной политики и, может быть, заберет львиную долю возможностей у нынешних функционеров стройкомплекса.
Инвестконтролеры идут
В проекте постановления о разработке Мосинвестконтроля сказано, что новый комитет призван «упорядочить инвестиционную деятельность в области архитектуры и градостроительства». Он, в частности, должен проводить единую инвестиционную политику при подготовке распорядительных документов мэра и правительства городка, разработке и реализации городских строй программ, осуществляемых с привлечением экономных и внебюджетных источников финансирования. На самом деле дела, идет речь о разработке единого центра координации всего городского строительства, аналогичного западным агентствам по развитию территорий и редевелопменту. Подразумевается, что Мосинвестконтроль вместе с Москомархитектурой будет производить мониторинг градостроительной деятельности (на базе единой системы электронно-документального контроля за соблюдением застройщиками требований генплана городка), выявлять местности, более нуждающиеся в всеохватывающей реконструкции, сформировывать городские целевые программки застройки кварталов (с учетом эффективности инвестиций), контролировать поступление доходов от земляных аукционов в городской бюджет.
Практически Мосинвестконтроль может стать глобальным рейдером и девелопером в одном лице. Новый орган планируется наделить правом разработки проектов распорядительных документов об изъятии и резервировании земляных участков для муниципальных нужд, поручить ему определение объемов финансирования, необходимого для освобождения площадок, сделать его заказчиком при проведении работ, связанных с «зачисткой» площадок от всевозможных обременений, также их инфраструктурной подготовкой. Заметим, что до сего времени в структуре городской администрации не было органа, который обладал бы таким широким диапазоном возможностей. Сейчас инвестиционно-строительную деятельность в Москве регулируют сходу несколько департаментов и комитетов, действия которых не всегда согласованы.
Понятно, что реализация настолько амбициозных задач невозможна без сурового финансового рычага. Инвестконтролеры учли это событие. Они предлагают сформировать мотивированной экономный фонд государственных инвестиций в градостроительную деятельность. При всем этом Мосинвестконтролю отводится роль головного распорядителя этими средствами, а речь может идти о впечатляющих суммах, исчисляемых десятками млрд рублей. «Объем этого фонда может быть колоссальным, — говорит один из участников рынка. — В Москве подлежат сносу строения площадью более пятидесяти миллионов квадратных метров. Многие из их городку придется выкупать, освобождать площадки, оснащая их инженерной инфраструктурой. Это огромные затраты».
Практически Донкихот
Кто же рискнет возглавить такую грандиозную структуру и осмелится противопоставить себя значимой части административного аппарата столичной мэрии и тесно связанным с ним акулам столичного строительного бизнеса? Оказывается, взвалить на свои плечи эту нелегкую ношу готов советник мэра Москвы Александр Рябинин. К огорчению, получить его личные комменты не удалось. Сотрудник приемной заявил, что советник мэра разговаривает с журналистами только по прямому указанию главы городка. О г-не Рябинине понятно мало. Несколько годов назад человек с такими же фамилией, именованием и отчеством заходил в совет директоров ОАО «Сити» и одним из первых избавился от акций, когда их начали скупать структуры, близкие к водочному магнату Юрию Шефлеру.
На орбите столичного строительного рынка Рябинин появился относительно недавно, но сходу, что именуется, взял быка за рога и развил бурную деятельность. Девелоперы говорят, что типо по его инициативе представители городской администрации начали интенсивно штрафовать застройщиков за срыв сроков строительства, тогда как ранее мэрия очень изредка прибегала к схожим мерам. Некие предприниматели в личных беседах рассказывали, как будто этот человек одним росчерком пера способен остановить реализацию неугодных ему девелоперских проектов.
Вобщем, обвиняя г-на Рябинина в излишней жесткости и называя его деятельность «деструктивной», участники рынка не хотят открывать детали конфликтов. И уж тем паче не торопятся предъявлять какие-либо документы. Меж тем из оказавшейся в распоряжении «Эксперта» докладной записки на имя мэра городка следует, что некие претензии г-на Рябинина к участникам рынка полностью справедливы. Так, в заключении на один из проектов постановления правительства Москвы (копия имеется в редакции) г-н Рябинин винит чиновников стройкомплекса и большие строительные тресты в грубых нарушениях законодательства. Речь, а именно, идет о реализации так именуемой экспериментальной инвестиционно-строительной программы всеохватывающей застройки столичного микрорайона Кожухово. В собственном письме к Лужкову г-н Рябинин утверждает, что решение о застройке микрорайона принималось без роли мэра и правительства городка, а «группа хозяйствующих субъектов» (пул огромнейших строй компаний. — «Эксперт») на льготной базе, без роли в открытых торгах смогла получить под застройку значимые местности, которые находились в принадлежности Москвы. «Причиненный городку вред от схожей практики практически безвозмездной раздачи земельных участков совсем очевиден», — резюмирует создатель документа.
Бодяга либо неизбежность
Логично, что после таких «наездов» мысль сотворения Мосинвестконтроля во главе с г-ном Рябининым воспринимается участниками вкладывательного процесса с нескрываемым раздражением.
Во-1-х, они боятся репрессивных шагов со стороны нового органа. Например, проведения масштабной ревизии рынка на предмет выявления нелегально предоставленных земляных участков с их следующим изъятием, замораживанием проектов либо преследованием нечистоплотных чиновников.
Во-2-х, перераспределение полномочий нерентабельно сегодняшним боссам стройкомплекса и тесновато связанным с ними строительным компаниям, многие из которых рискуют потерять доступ к административному ресурсу, без которого возводить дома в столице просто нереально.
В-3-х, в случае перехода к комплексному планированию развития территорий инвесторы больше не сумеют получать землю под строительство в обход аукционных процедур, резервировать земляные участки для собственных нужд, лишатся льгот и преференций (часто они предоставляются под мнимыми предлогами социальной значимости реализуемых проектов).
Разумеется, из чувства самосохранения (при всем этом подсознательно признавая разумность мыслях, проводником которых выступает г-н Рябинин) старожилы московского стройкомплекса чинят нововведению всяческие препятствия, пытаясь «утопить» еще не родившийся Мосинвестконтроль в недрах столичного правительства. Вобщем, судя по всему, вкусившим вкус в аппаратных играх бюрократам противостоят достойные конкуренты.
По одной из версий, которая кажется нам более логичной, инициатива создания надстройки над столичным стройкомплексом принадлежит федеральным структурам. При помощи нового комитета они типо хотят держать под контролем соблюдение федерального законодательства при рассредотачивании земляных участков в Москве. Не исключено, что федералов поддерживают некие бизнес-группы, в том числе интенсивно осваивающие федеральные земли, которые принадлежат ФСО, ФСБ и прочим силовым структурам. Дело в том, что многие из этих площадок не обеспечены соответствующей инфраструктурой, потому Мосинвестконтроль может стать одним из инструментов решения этой препядствия.
По другой версии, за инвестконтролерами стоит одна из самых влиятельных в Москве инвестиционно-строительных компаний, которая хочет еще прочнее закрепиться на столичном рынке и произвести передел сфер воздействия снутри бюрократического аппарата столичной мэрии.
Пока тяжело представить, чем закончатся эти бюрократические баталии и не станет ли мысль сотворения инвестконтроля, по выражению 1-го из наших анонимных собеседников, очередной «чиновничьей бодягой». Проект постановления о разработке нового комитета часто хоронят, но спустя какое-то время документ вновь появляется на столах столичных чиновников. Вобщем, вне зависимости от финала противостояния возникновение в Москве большого государственного оператора, способного навести порядок в этой сфере городского хозяйства и сбалансировать его развитие, — только вопрос времени. Более того, модель управления градостроительным процессом, предложенная безымянными создателями проекта постановления о разработке Мосинвестконтроля, сгодится для внедрения на федеральном уровне. Подобные функции, исключительно в государственном масштабе, могут быть возложены, например, на государственную корпорацию развития территорий. Такая структура — при правильной организации и сильной денежной поддержке — могла бы стать реальным рычагом для увеличения объемов строительства жилища и развития городов. В том числе в рамках понятно сформулированной программки государственного заказа.
Инвестконтролеры идут
В проекте постановления о разработке Мосинвестконтроля сказано, что новый комитет призван «упорядочить инвестиционную деятельность в области архитектуры и градостроительства». Он, в частности, должен проводить единую инвестиционную политику при подготовке распорядительных документов мэра и правительства городка, разработке и реализации городских строй программ, осуществляемых с привлечением экономных и внебюджетных источников финансирования. На самом деле дела, идет речь о разработке единого центра координации всего городского строительства, аналогичного западным агентствам по развитию территорий и редевелопменту. Подразумевается, что Мосинвестконтроль вместе с Москомархитектурой будет производить мониторинг градостроительной деятельности (на базе единой системы электронно-документального контроля за соблюдением застройщиками требований генплана городка), выявлять местности, более нуждающиеся в всеохватывающей реконструкции, сформировывать городские целевые программки застройки кварталов (с учетом эффективности инвестиций), контролировать поступление доходов от земляных аукционов в городской бюджет.
Практически Мосинвестконтроль может стать глобальным рейдером и девелопером в одном лице. Новый орган планируется наделить правом разработки проектов распорядительных документов об изъятии и резервировании земляных участков для муниципальных нужд, поручить ему определение объемов финансирования, необходимого для освобождения площадок, сделать его заказчиком при проведении работ, связанных с «зачисткой» площадок от всевозможных обременений, также их инфраструктурной подготовкой. Заметим, что до сего времени в структуре городской администрации не было органа, который обладал бы таким широким диапазоном возможностей. Сейчас инвестиционно-строительную деятельность в Москве регулируют сходу несколько департаментов и комитетов, действия которых не всегда согласованы.
Понятно, что реализация настолько амбициозных задач невозможна без сурового финансового рычага. Инвестконтролеры учли это событие. Они предлагают сформировать мотивированной экономный фонд государственных инвестиций в градостроительную деятельность. При всем этом Мосинвестконтролю отводится роль головного распорядителя этими средствами, а речь может идти о впечатляющих суммах, исчисляемых десятками млрд рублей. «Объем этого фонда может быть колоссальным, — говорит один из участников рынка. — В Москве подлежат сносу строения площадью более пятидесяти миллионов квадратных метров. Многие из их городку придется выкупать, освобождать площадки, оснащая их инженерной инфраструктурой. Это огромные затраты».
Практически Донкихот
Кто же рискнет возглавить такую грандиозную структуру и осмелится противопоставить себя значимой части административного аппарата столичной мэрии и тесно связанным с ним акулам столичного строительного бизнеса? Оказывается, взвалить на свои плечи эту нелегкую ношу готов советник мэра Москвы Александр Рябинин. К огорчению, получить его личные комменты не удалось. Сотрудник приемной заявил, что советник мэра разговаривает с журналистами только по прямому указанию главы городка. О г-не Рябинине понятно мало. Несколько годов назад человек с такими же фамилией, именованием и отчеством заходил в совет директоров ОАО «Сити» и одним из первых избавился от акций, когда их начали скупать структуры, близкие к водочному магнату Юрию Шефлеру.
На орбите столичного строительного рынка Рябинин появился относительно недавно, но сходу, что именуется, взял быка за рога и развил бурную деятельность. Девелоперы говорят, что типо по его инициативе представители городской администрации начали интенсивно штрафовать застройщиков за срыв сроков строительства, тогда как ранее мэрия очень изредка прибегала к схожим мерам. Некие предприниматели в личных беседах рассказывали, как будто этот человек одним росчерком пера способен остановить реализацию неугодных ему девелоперских проектов.
Вобщем, обвиняя г-на Рябинина в излишней жесткости и называя его деятельность «деструктивной», участники рынка не хотят открывать детали конфликтов. И уж тем паче не торопятся предъявлять какие-либо документы. Меж тем из оказавшейся в распоряжении «Эксперта» докладной записки на имя мэра городка следует, что некие претензии г-на Рябинина к участникам рынка полностью справедливы. Так, в заключении на один из проектов постановления правительства Москвы (копия имеется в редакции) г-н Рябинин винит чиновников стройкомплекса и большие строительные тресты в грубых нарушениях законодательства. Речь, а именно, идет о реализации так именуемой экспериментальной инвестиционно-строительной программы всеохватывающей застройки столичного микрорайона Кожухово. В собственном письме к Лужкову г-н Рябинин утверждает, что решение о застройке микрорайона принималось без роли мэра и правительства городка, а «группа хозяйствующих субъектов» (пул огромнейших строй компаний. — «Эксперт») на льготной базе, без роли в открытых торгах смогла получить под застройку значимые местности, которые находились в принадлежности Москвы. «Причиненный городку вред от схожей практики практически безвозмездной раздачи земельных участков совсем очевиден», — резюмирует создатель документа.
Бодяга либо неизбежность
Логично, что после таких «наездов» мысль сотворения Мосинвестконтроля во главе с г-ном Рябининым воспринимается участниками вкладывательного процесса с нескрываемым раздражением.
Во-1-х, они боятся репрессивных шагов со стороны нового органа. Например, проведения масштабной ревизии рынка на предмет выявления нелегально предоставленных земляных участков с их следующим изъятием, замораживанием проектов либо преследованием нечистоплотных чиновников.
Во-2-х, перераспределение полномочий нерентабельно сегодняшним боссам стройкомплекса и тесновато связанным с ними строительным компаниям, многие из которых рискуют потерять доступ к административному ресурсу, без которого возводить дома в столице просто нереально.
В-3-х, в случае перехода к комплексному планированию развития территорий инвесторы больше не сумеют получать землю под строительство в обход аукционных процедур, резервировать земляные участки для собственных нужд, лишатся льгот и преференций (часто они предоставляются под мнимыми предлогами социальной значимости реализуемых проектов).
Разумеется, из чувства самосохранения (при всем этом подсознательно признавая разумность мыслях, проводником которых выступает г-н Рябинин) старожилы московского стройкомплекса чинят нововведению всяческие препятствия, пытаясь «утопить» еще не родившийся Мосинвестконтроль в недрах столичного правительства. Вобщем, судя по всему, вкусившим вкус в аппаратных играх бюрократам противостоят достойные конкуренты.
По одной из версий, которая кажется нам более логичной, инициатива создания надстройки над столичным стройкомплексом принадлежит федеральным структурам. При помощи нового комитета они типо хотят держать под контролем соблюдение федерального законодательства при рассредотачивании земляных участков в Москве. Не исключено, что федералов поддерживают некие бизнес-группы, в том числе интенсивно осваивающие федеральные земли, которые принадлежат ФСО, ФСБ и прочим силовым структурам. Дело в том, что многие из этих площадок не обеспечены соответствующей инфраструктурой, потому Мосинвестконтроль может стать одним из инструментов решения этой препядствия.
По другой версии, за инвестконтролерами стоит одна из самых влиятельных в Москве инвестиционно-строительных компаний, которая хочет еще прочнее закрепиться на столичном рынке и произвести передел сфер воздействия снутри бюрократического аппарата столичной мэрии.
Пока тяжело представить, чем закончатся эти бюрократические баталии и не станет ли мысль сотворения инвестконтроля, по выражению 1-го из наших анонимных собеседников, очередной «чиновничьей бодягой». Проект постановления о разработке нового комитета часто хоронят, но спустя какое-то время документ вновь появляется на столах столичных чиновников. Вобщем, вне зависимости от финала противостояния возникновение в Москве большого государственного оператора, способного навести порядок в этой сфере городского хозяйства и сбалансировать его развитие, — только вопрос времени. Более того, модель управления градостроительным процессом, предложенная безымянными создателями проекта постановления о разработке Мосинвестконтроля, сгодится для внедрения на федеральном уровне. Подобные функции, исключительно в государственном масштабе, могут быть возложены, например, на государственную корпорацию развития территорий. Такая структура — при правильной организации и сильной денежной поддержке — могла бы стать реальным рычагом для увеличения объемов строительства жилища и развития городов. В том числе в рамках понятно сформулированной программки государственного заказа.