В московском строительном комплексе назревает конфликт

19 июня 2013

В столичном прави­тельстве находится на согла­совании проект постановле­ния о разработке Комитета по контролю и регулированию вкладывательных программ (сокращенно Мосинвестконтроль). Если этот документ будет одобрен, в городке произойдет градо­строительный переворот. Мосинвестконт­роль — в том виде, в каком он заду­ман, — станет основным проводником гра­достроительной политики и, может быть, за­берет львиную долю возможностей у нынеш­них функционеров стройкомплекса.

Инвестконтролеры идут

В проекте постановления о разработке Мос­инвестконтроля сказано, что но­вый комитет призван «упорядочить инве­стиционную деятельность в области архи­тектуры и градостроительства». Он, в част­ности, должен проводить единую инвести­ционную политику при подготовке распо­рядительных документов мэра и правитель­ства городка, разработке и реализации го­родских строй программ, осущест­вляемых с привлечением экономных и вне­бюджетных источников финансирования. На самом деле дела, идет речь о разработке едино­го центра координации всего городского строительства, аналогичного западным агентствам по развитию территорий и реде­велопменту. Подразумевается, что Мосинвест­контроль вместе с Москомархитектурой будет производить мониторинг градострои­тельной деятельности (на базе единой си­стемы электронно-документального контро­ля за соблюдением застройщиками требова­ний генплана городка), выявлять местности, более нуждающиеся в всеохватывающей ре­конструкции, сформировывать городские целе­вые программки застройки кварталов (с уче­том эффективности инвестиций), контроли­ровать поступление доходов от земляных аукционов в городской бюджет.

Практически Мосинвестконтроль может стать глобальным рейдером и девелопером в одном лице. Новый орган планируется наделить правом разработки проектов рас­порядительных документов об изъятии и резервировании земляных участков для муниципальных нужд, поручить ему опре­деление объемов финансирования, необхо­димого для освобождения площадок, сде­лать его заказчиком при проведении работ, связанных с «зачисткой» площадок от все­возможных обременений, также их инф­раструктурной подготовкой. Заметим, что до сего времени в структуре городской админи­страции не было органа, который обладал бы таким широким диапазоном возможностей. Сейчас инвестиционно-строительную де­ятельность в Москве регулируют сходу не­сколько департаментов и комитетов, дей­ствия которых не всегда согласованы.

Понятно, что реализация настолько амбици­озных задач невозможна без сурового фи­нансового рычага. Инвестконтролеры учли это событие. Они предлагают сфор­мировать мотивированной экономный фонд госу­дарственных инвестиций в градострои­тельную деятельность. При всем этом Мосинве­стконтролю отводится роль головного распо­рядителя этими средствами, а речь может идти о впечатляющих суммах, исчисляемых десятками млрд рублей. «Объем это­го фонда может быть колоссальным, — го­ворит один из участников рынка. — В Мо­скве подлежат сносу строения площадью более пятидесяти миллионов квадратных метров. Многие из их городку придется вы­купать, освобождать площадки, оснащая их инженерной инфраструктурой. Это огром­ные затраты».

Практически Донкихот

Кто же рискнет возглавить такую грандиоз­ную структуру и осмелится противопоста­вить себя значимой части администра­тивного аппарата столичной мэрии и тес­но связанным с ним акулам столичного строительного бизнеса? Оказывается, взва­лить на свои плечи эту нелегкую ношу готов советник мэра Москвы Александр Ряби­нин. К огорчению, получить его личные комменты не удалось. Сотрудник прием­ной заявил, что советник мэра разговаривает с журналистами только по прямому указанию главы городка. О г-не Рябинине понятно мало. Нес­колько годов назад человек с такими же фа­милией, именованием и отчеством заходил в со­вет директоров ОАО «Сити» и одним из первых избавился от акций, когда их нача­ли скупать структуры, близкие к водочно­му магнату Юрию Шефлеру.

На орбите столичного строительного рынка Рябинин появился относительно не­давно, но сходу, что именуется, взял быка за рога и развил бурную деятельность. Де­велоперы говорят, что типо по его инициативе представители городской ад­министрации начали интенсивно штрафовать застройщиков за срыв сроков строительст­ва, тогда как ранее мэрия очень изредка прибегала к схожим мерам. Некие предприниматели в личных беседах рас­сказывали, как будто этот человек одним росчерком пе­ра способен остановить реализацию неугодных ему девелоперских проектов.

Вобщем, обвиняя г-на Рябинина в из­лишней жесткости и называя его деятель­ность «деструктивной», участники рынка не хотят открывать детали конфликтов. И уж тем паче не торопятся предъявлять ка­кие-либо документы. Меж тем из оказав­шейся в распоряжении «Эксперта» доклад­ной записки на имя мэра городка следует, что некие претензии г-на Рябинина к уча­стникам рынка полностью справедливы. Так, в заключении на один из проектов постанов­ления правительства Москвы (копия имеет­ся в редакции) г-н Рябинин винит чинов­ников стройкомплекса и большие строи­тельные тресты в грубых нарушениях зако­нодательства. Речь, а именно, идет о реа­лизации так именуемой эксперименталь­ной инвестиционно-строительной програм­мы всеохватывающей застройки столичного микрорайона Кожухово. В собственном письме к Лужкову г-н Рябинин утверждает, что реше­ние о застройке микрорайона принималось без роли мэра и правительства городка, а «группа хозяйствующих субъектов» (пул огромнейших строй компаний. — «Эксперт») на льготной базе, без роли в открытых торгах смогла получить под за­стройку значимые местности, которые находились в принадлежности Москвы. «При­чиненный городку вред от схожей прак­тики практически безвозмездной раздачи зе­мельных участков совсем очеви­ден», — резюмирует создатель документа.

Бодяга либо неизбежность

Логично, что после таких «наездов» мысль сотворения Мосинвестконтроля во главе с г-ном Рябининым воспринимается участ­никами вкладывательного процесса с не­скрываемым раздражением.

Во-1-х, они боятся репрессив­ных шагов со стороны нового органа. На­пример, проведения масштабной ревизии рынка на предмет выявления нелегально предоставленных земляных участков с их следующим изъятием, замораживанием проектов либо преследованием нечисто­плотных чиновников.

Во-2-х, перераспределение полно­мочий нерентабельно сегодняшним боссам стройкомплекса и тесновато связанным с ними строительным компаниям, многие из кото­рых рискуют потерять доступ к админист­ративному ресурсу, без которого возводить дома в столице просто нереально.

В-3-х, в случае перехода к комплекс­ному планированию развития территорий инвесторы больше не сумеют получать зем­лю под строительство в обход аукционных процедур, резервировать земляные участ­ки для собственных нужд, лишатся льгот и преференций (часто они предоставля­ются под мнимыми предлогами соци­альной значимости реализуемых проектов).

Разумеется, из чувства самосохранения (при всем этом подсознательно признавая ра­зумность мыслях, проводником которых вы­ступает г-н Рябинин) старожилы москов­ского стройкомплекса чинят нововведе­нию всяческие препятствия, пытаясь «уто­пить» еще не родившийся Мосинвестконт­роль в недрах столичного правительства. Вобщем, судя по всему, вкусившим вкус в ап­паратных играх бюрократам противостоят достойные конкуренты.

По одной из версий, которая кажется нам более логичной, инициатива созда­ния надстройки над столичным стройкомп­лексом принадлежит федеральным струк­турам. При помощи нового комитета они типо хотят держать под контролем соблюде­ние федерального законодательства при рассредотачивании земляных участков в Моск­ве. Не исключено, что федералов поддержи­вают некие бизнес-группы, в том чис­ле интенсивно осваивающие федеральные зем­ли, которые принадлежат ФСО, ФСБ и про­чим силовым структурам. Дело в том, что многие из этих площадок не обеспечены со­ответствующей инфраструктурой, потому Мосинвестконтроль может стать одним из инструментов решения этой препядствия.

По другой версии, за инвестконтролера­ми стоит одна из самых влиятельных в Москве инвестиционно-строительных компаний, которая хочет еще прочнее закрепиться на столичном рынке и произ­вести передел сфер воздействия снутри бюро­кратического аппарата столичной мэрии.

Пока тяжело представить, чем закон­чатся эти бюрократические баталии и не станет ли мысль сотворения инвестконтроля, по выражению 1-го из наших анонимных собеседников, очередной «чиновничьей бо­дягой». Проект постановления о разработке нового комитета часто хоронят, но спустя какое-то время документ вновь появ­ляется на столах столичных чиновников. Вобщем, вне зависимости от финала проти­востояния возникновение в Москве большого го­сударственного оператора, способного на­вести порядок в этой сфере городского хо­зяйства и сбалансировать его развитие, — только вопрос времени. Более того, модель управления градостроительным процессом, предложенная безымянными создателями про­екта постановления о разработке Мосинвест­контроля, сгодится для внедрения на фе­деральном уровне. Подобные функции, исключительно в государственном масштабе, могут быть возложены, например, на государст­венную корпорацию развития территорий. Такая структура — при правильной органи­зации и сильной денежной поддержке — могла бы стать реальным рычагом для уве­личения объемов строительства жилища и развития городов. В том числе в рамках понятно сформулированной программки го­сударственного заказа.

Другие новости по теме:
Бизнес в ЖКХ пускают с большой неохотой
С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
60% российского жилого фонда нуждается в капитальном ремонте
Томные русские климатические условия — со средними годичными перепадами температуры от минус 30 до плюс 30, сильными ветрами и частыми осадками — сказываются на домах далековато не наилучшим образом.
Мосинвестконтроль проследит за "строительными" деньгами
Столичные власти выводят на рынок недвижимости новый контрольно-надзорный орган - Комитет по контролю и регулированию вкладывательных программ Москвы (Мосинвестконтроль). Слухи о вероятном
Строительные зоны
До 2008 г. управляющий стройкомплекса Москвы Владимир Ресин на заседании правительства пообещал выстроить 18 млн кв. м жилища. Недостаток земли под застройку в столице этим потрясающим планам не
Прогноз. Столичный рынок недвижимости - 2006 год
Для столичного рынка недвижимости прошедший 2005 год, связанный с новым скачком цен на жилище и покупательским ажиотажем, почти во всем оказался схожим на год 2003. Начнем с того, что к началу 2003