С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Олимпиада: Сочи выше закона
10 сентября 2013
В июле 2007 г. свершилось волшебство — Интернациональный олимпийский комитет проголосовал за проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Волшебство, так как два других города-претендента (Зальцбург и Пьенчонг) размещены еще выигрышнее для зимних видов спорта. Как пошутил один узнаваемый человек, «это очень по-русски — в нашей стране, где 60% местности занимает нескончаемая мерзлота, предложить провести зимнюю Олимпиаду на единственном клоке земли с субтропическим климатом». Волшебство, так как у соперников уже имелась значимая часть спортивных сооружений, в то время как в Сочи они отсутствуют, ну и транспортная инфраструктура практически должна быть сотворена поновой.
Неохраняемые местности
С лета 2006 г. сочинскую заявку аккомпанировали судебные разбирательства и протесты обитателей. Федеральная мотивированная программка по развитию Сочи была утверждена правительством в июне 2006 г. в отсутствие заключения неотклонимой гос экологической экспертизы — это послужило поводом для первых исков. Но то, что Олимпиада находится над законом, не пряталось — президент русского государственного олимпийского комитета Леонид Тягачев в сентябре 2006 г. прямо заявил журналистам, что если экологи будут ссылаться на Конституцию, то Конституцию поменяют.
Началось с конфигурации разделения Сочинского государственного парка, где был понижен статус заповедных и особо охраняемых земель. Потом были внесены конфигурации в закон «Об особо охраняемых природных территориях», снявшие запрет на проведение массовых спортивных мероприятий в государственных парках, а заодно убравшие и все ограничения на строительство в их. Под предлогом необходимости ускорения строительства была отменена неотклонимая муниципальная экологическая экспертиза проектов. Броско, что все эти конфигурации вступили в силу для всех парков и небезопасных объектов нашей страны — т. е. на данный момент для строительства атомных станций, нефтеперерабатывающих заводов и плотин экоэкспертиза не требуется.
В феврале 2007 г. меня и других экологов пригласили на совещание у вице-премьера Александра Жукова с ролью министров Германа Грефа и Юрия Трутнева. Удалось условиться и о восстановлении экологической экспертизы для всех потенциально небезопасных объектов, и о подготовке новейшей редакции закона об особо охраняемых территориях, и о включении представителей общественности в надлежащие советы. Также было решено, что вопрос о размещении объектов на хребте Грушевый (санно-бобслейная трасса, горная олимпийская деревня и биатлонный комплекс) подвергнется рассмотрению после голосования по заявке. Проработав на Кавказе более 10 лет и защитив диссертацию по кавказскому бурому медведю, могу сказать, что развитие инфраструктуры на хребте Грушевый неизбежно привело бы к разрыву миграционных путей медведей, деградации мест зимовки оленя, кабана и серны.
Казалось, что взаимодействие налажено и развитие Сочи стало ворачиваться в русское правовое поле — ФЦП прошла экологическую экспертизу, в Госдуму был внесен законопроект о восстановлении экологической экспертизы в отношении небезопасных объектов и объектов на местности государственных парков, планировавшееся строительство на бывших заповедных землях парка заторможено. Греф поручил разглядеть возможность переноса запланированных объектов. О необходимости переноса заявила и высокопоставленная делегация МОК, посетившая русское управление в конце августа. Экологи представили свои предложения заявочному комитету «Сочи-2014» и стали ожидать представления спортивных профессионалов.
Победа необходимости
Но государству оказалось тяжело вести строительство в рамках экономного законодательства, используемого к федеральным мотивированным программкам, — очень много запретов. Заместо ФЦП была сотворена госкорпорация «Олимпстрой», работающая на те же экономные средства, но не попадающие под ограничения. Не считая того, в итоге сентябрьской реформы правительства вопрос из ведения Минэкономразвития был передан в ведение Минрегионразвития. Образовались новые структуры — обновлен состав и изменено заглавие Совета по развитию физкультуры и спорта при президенте, сотворен наблюдательный совет «Олимпстроя».
В отличие от прошлых в этих советах экологов не оказалось вообщем. Направленные в конце сентября письма министру Дмитрию Козаку, являющемуся председателем наблюдательного совета «Олимпстроя», главе компании Семену Вайнштоку с предложением обеспечить преемственность договоренностей остались без ответа.
Тем временем на последнем пленарном заседании Госдума приняла закон «О внесении конфигураций в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением ХХII Олимпийских зимних игр…». Упрощается порядок заезда и выезда иноземцев, их трудоустройства, отменяются некие таможенные тарифы и налоги. Вобщем, если мы и далее желаем участвовать в интернациональной жизни, может быть, имеет смысл распространить эти процедуры на все ситуации, а не только лишь связанные с Олимпиадой?
Особенный упор в законе, официально размещенном вчера, изготовлен на вопросах изъятия земель и имущества для муниципальных нужд. В проекте к первому чтению разработчики предложили лишить людей и юридических лиц права обращаться в трибунал, если их объекты недвижимости изымаются для муниципальных нужд, при этом не только лишь в Сочи, а по всей стране. Эту норму, к счастью, позднее убрали.
Все же и того, что принято, полностью довольно. Документация по планировке местности для размещения олимпийских объектов утверждается без проведения общественных слушаний. Подготовка и утверждение документации по планировке местности для размещения олимпийских объектов, также резервирование земель и изъятие земляных участков под олимпийские объекты допускаются при отсутствии документов территориального планирования. В отношении заповедников и государственных парков, которым земляные участки предоставлены в неизменное (пожизненное) использование, появилась коварная формулировка о том, что это право прекращается в течение 20 дней со денька извещения администрацией Краснодарского края по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны среды, — в текущее время Министерства природных ресурсов РФ.
Так как генерального плана размещения объектов как и раньше нет, реализация этого закона может привести к тому, что понравившийся бюрократу участок может быть изъят у собственника «для муниципальных нужд». Если через некое время «нужда» отпадет, решение об изъятии остается.
Неспортивная гонка
И, в конце концов, совсем беспримерно для законодательства установлен примат данного «олимпийского» закона над Арбитражным процессуальным, Градостроительным, Штатским процессуальным, Жилищным и Земляным кодексами в вопросах изъятия земляных участков. Вправду, для чего поменять Конституцию? Может, заодно и действие Уголовного кодекса в Сочи ограничить — вдруг тоже помешает олимпийской гонке? Даже несложно представить, как помешает.
А гонка тем временем уже началась. В наиблежайшие годы никакого дела к спорту она иметь не будет, а призами будут выигранные в суде дела об ущемлении прав людей, при этом, возможно, пик выигранных дел придется на 2010-2012 гг. — ведь в Европейском суде по правам человека сроки рассмотрения дел довольно огромные. 1-ые ласточки уже есть — майкопский эколог Валерий Бринних выиграл дело в городском суде об ущемлении собственных прав в связи с конфигурацией разделения Сочинского государственного парка в 2006 г. Это решение, само собой, было здесь же отменено вышестоящим трибуналом Республики Адыгеи, но уже заявлено, что дело пойдет до Страсбурга.
Не исключена и отмена Олимпиады — весной 2008 г. на Западном Кавказе будут работать представители Комиссии ЮНЕСКО по глобальному природному наследству. Главной задачей будет найти, делает ли подготовка к Олимпиаде опасность объекту глобального природного наследства «Западный Кавказ». Экологи убеждены, что при планируемом размещении объектов на хребте Грушевом, непременно, делает. Если миссия это подтвердит, будет очередной трибунал, уже в Швейцарии, по месту регистрации МОК, с исковым требованием отменить решение о проведении Олимпиады в Сочи.
Нашему управлению пора осознать: для проведения Олимпиады нужно не только лишь упрощать заезд иноземцев, да и обязательно соблюдать собственные законы и природоохранные требования, также права собственных людей. В неприятном случае придется ограничиться спартакиадой.
Неохраняемые местности
С лета 2006 г. сочинскую заявку аккомпанировали судебные разбирательства и протесты обитателей. Федеральная мотивированная программка по развитию Сочи была утверждена правительством в июне 2006 г. в отсутствие заключения неотклонимой гос экологической экспертизы — это послужило поводом для первых исков. Но то, что Олимпиада находится над законом, не пряталось — президент русского государственного олимпийского комитета Леонид Тягачев в сентябре 2006 г. прямо заявил журналистам, что если экологи будут ссылаться на Конституцию, то Конституцию поменяют.
Началось с конфигурации разделения Сочинского государственного парка, где был понижен статус заповедных и особо охраняемых земель. Потом были внесены конфигурации в закон «Об особо охраняемых природных территориях», снявшие запрет на проведение массовых спортивных мероприятий в государственных парках, а заодно убравшие и все ограничения на строительство в их. Под предлогом необходимости ускорения строительства была отменена неотклонимая муниципальная экологическая экспертиза проектов. Броско, что все эти конфигурации вступили в силу для всех парков и небезопасных объектов нашей страны — т. е. на данный момент для строительства атомных станций, нефтеперерабатывающих заводов и плотин экоэкспертиза не требуется.
В феврале 2007 г. меня и других экологов пригласили на совещание у вице-премьера Александра Жукова с ролью министров Германа Грефа и Юрия Трутнева. Удалось условиться и о восстановлении экологической экспертизы для всех потенциально небезопасных объектов, и о подготовке новейшей редакции закона об особо охраняемых территориях, и о включении представителей общественности в надлежащие советы. Также было решено, что вопрос о размещении объектов на хребте Грушевый (санно-бобслейная трасса, горная олимпийская деревня и биатлонный комплекс) подвергнется рассмотрению после голосования по заявке. Проработав на Кавказе более 10 лет и защитив диссертацию по кавказскому бурому медведю, могу сказать, что развитие инфраструктуры на хребте Грушевый неизбежно привело бы к разрыву миграционных путей медведей, деградации мест зимовки оленя, кабана и серны.
Казалось, что взаимодействие налажено и развитие Сочи стало ворачиваться в русское правовое поле — ФЦП прошла экологическую экспертизу, в Госдуму был внесен законопроект о восстановлении экологической экспертизы в отношении небезопасных объектов и объектов на местности государственных парков, планировавшееся строительство на бывших заповедных землях парка заторможено. Греф поручил разглядеть возможность переноса запланированных объектов. О необходимости переноса заявила и высокопоставленная делегация МОК, посетившая русское управление в конце августа. Экологи представили свои предложения заявочному комитету «Сочи-2014» и стали ожидать представления спортивных профессионалов.
Победа необходимости
Но государству оказалось тяжело вести строительство в рамках экономного законодательства, используемого к федеральным мотивированным программкам, — очень много запретов. Заместо ФЦП была сотворена госкорпорация «Олимпстрой», работающая на те же экономные средства, но не попадающие под ограничения. Не считая того, в итоге сентябрьской реформы правительства вопрос из ведения Минэкономразвития был передан в ведение Минрегионразвития. Образовались новые структуры — обновлен состав и изменено заглавие Совета по развитию физкультуры и спорта при президенте, сотворен наблюдательный совет «Олимпстроя».
В отличие от прошлых в этих советах экологов не оказалось вообщем. Направленные в конце сентября письма министру Дмитрию Козаку, являющемуся председателем наблюдательного совета «Олимпстроя», главе компании Семену Вайнштоку с предложением обеспечить преемственность договоренностей остались без ответа.
Тем временем на последнем пленарном заседании Госдума приняла закон «О внесении конфигураций в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением ХХII Олимпийских зимних игр…». Упрощается порядок заезда и выезда иноземцев, их трудоустройства, отменяются некие таможенные тарифы и налоги. Вобщем, если мы и далее желаем участвовать в интернациональной жизни, может быть, имеет смысл распространить эти процедуры на все ситуации, а не только лишь связанные с Олимпиадой?
Особенный упор в законе, официально размещенном вчера, изготовлен на вопросах изъятия земель и имущества для муниципальных нужд. В проекте к первому чтению разработчики предложили лишить людей и юридических лиц права обращаться в трибунал, если их объекты недвижимости изымаются для муниципальных нужд, при этом не только лишь в Сочи, а по всей стране. Эту норму, к счастью, позднее убрали.
Все же и того, что принято, полностью довольно. Документация по планировке местности для размещения олимпийских объектов утверждается без проведения общественных слушаний. Подготовка и утверждение документации по планировке местности для размещения олимпийских объектов, также резервирование земель и изъятие земляных участков под олимпийские объекты допускаются при отсутствии документов территориального планирования. В отношении заповедников и государственных парков, которым земляные участки предоставлены в неизменное (пожизненное) использование, появилась коварная формулировка о том, что это право прекращается в течение 20 дней со денька извещения администрацией Краснодарского края по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны среды, — в текущее время Министерства природных ресурсов РФ.
Так как генерального плана размещения объектов как и раньше нет, реализация этого закона может привести к тому, что понравившийся бюрократу участок может быть изъят у собственника «для муниципальных нужд». Если через некое время «нужда» отпадет, решение об изъятии остается.
Неспортивная гонка
И, в конце концов, совсем беспримерно для законодательства установлен примат данного «олимпийского» закона над Арбитражным процессуальным, Градостроительным, Штатским процессуальным, Жилищным и Земляным кодексами в вопросах изъятия земляных участков. Вправду, для чего поменять Конституцию? Может, заодно и действие Уголовного кодекса в Сочи ограничить — вдруг тоже помешает олимпийской гонке? Даже несложно представить, как помешает.
А гонка тем временем уже началась. В наиблежайшие годы никакого дела к спорту она иметь не будет, а призами будут выигранные в суде дела об ущемлении прав людей, при этом, возможно, пик выигранных дел придется на 2010-2012 гг. — ведь в Европейском суде по правам человека сроки рассмотрения дел довольно огромные. 1-ые ласточки уже есть — майкопский эколог Валерий Бринних выиграл дело в городском суде об ущемлении собственных прав в связи с конфигурацией разделения Сочинского государственного парка в 2006 г. Это решение, само собой, было здесь же отменено вышестоящим трибуналом Республики Адыгеи, но уже заявлено, что дело пойдет до Страсбурга.
Не исключена и отмена Олимпиады — весной 2008 г. на Западном Кавказе будут работать представители Комиссии ЮНЕСКО по глобальному природному наследству. Главной задачей будет найти, делает ли подготовка к Олимпиаде опасность объекту глобального природного наследства «Западный Кавказ». Экологи убеждены, что при планируемом размещении объектов на хребте Грушевом, непременно, делает. Если миссия это подтвердит, будет очередной трибунал, уже в Швейцарии, по месту регистрации МОК, с исковым требованием отменить решение о проведении Олимпиады в Сочи.
Нашему управлению пора осознать: для проведения Олимпиады нужно не только лишь упрощать заезд иноземцев, да и обязательно соблюдать собственные законы и природоохранные требования, также права собственных людей. В неприятном случае придется ограничиться спартакиадой.