С приближением выборов правительство все почаще дискуссирует ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. На недавнешнем Общероссийском собрании советов городских образований субъектов федерации
Земельная инвентаризация. В поисках новых стройплощадок
16 октября 2013
Один из первых указов нового президента Русской Федерации касается сотворения Фонда содействия жилищному строительству, который должен выявить неэффективно применяемые федеральные земли и передать их субъектам РФ для возведения жилых домов. Глава страны отдал задание приготовить соответственный закон и внести нужные поправки в Земляной кодекс.
Над законопроектом работали Министерство регионального развития, Министерство экономического развития и ряд других заинтересованных ведомств. Перед внесением документа на обсуждение в Муниципальную думу он был размещен СМИ в рамках пресс-конференции «Земельная инвентаризация: конец беспорядочного развития либо передел земляного рынка?»
Где взять землю?
Как ни удивительно, но при всей масштабности местности нашей страны строить жилище негде. Дело в том, что для этих целей применима не неважно какая земля, а снаряженная нужной инфраструктурой, в том числе дорогами, соц объектами, местами приложения рабочей силы. «Инженерия сейчас самое главное и самое сложное в строительстве, — выделил Олег Толкачев, председатель комиссии Совета Федерации по ЖКХ. — Просто взять участок в чистом поле и тянуть к нему 120 км коммуникаций можно, но стоимость жилища будет на уровне цены редчайших металлов». Потому идет речь о территориях, расположенных поблизости населенных пт и находящихся в распоряжении разных муниципальных структур: промышленных компаний, военных ведомств, научных институтов, муниципалитетов и др. В почти всех случаях землю употребляют не по предназначению или не употребляют совсем. Кое-где она пустует, кое-где сдают в аренду, и арендаторы строят свои постройки на военных либо промышленных территориях. Совсем справедливо, если правительство проведет ревизию принадлежности, оставив компаниям и организациям только те площади, которые им нужны для выполнения задач, закрепленных законами. Этим и должен заниматься фонд, создавая резерв для роста объемов жилищного строительства. Его основная задачка — выявлять такие земли, освобождать от прав третьих лиц и ввязывать в оборот. По оценкам профессионалов, для выполнения государственного проекта «Доступное жилище — гражданам России» будет нужно несколько миллионов гектаров территорий, в особенности если учитывать, что акцент сейчас изготовлен на низкоэтажном и личном строительстве.
Регулятор либо монополист?
Как свидетельствует один из создателей законопроекта о фонде содействия жилищному строительству, председатель Комитета Гос думы по строительству и земляным отношениям Мартин Шаккум, при обсуждении концепции фонда самые большие прения вызвал вопрос о его функциях и возможностей. Сама мысль сотворения структуры, которая наведет порядок в сфере использования земляного ресурса страны, вызвала поддержку, опаски касались той роли, которую госкорпорация будет играть на рынке недвижимости.
Рассматриваются две концепции: в процессе инвентаризации фонд выявляет применимые для строительства земли и передает их субъектам Федерации или земли попадают в фонд с целью проведения с ними последующих операций. Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева считает, что возможности новейшей структуры должны заканчиваться передачей земляных участков вкупе с приготовленной документацией муниципалитетам. Отдавать фонду функции застройщика небезопасно. Это приведет к вмешательству страны в жилищный рынок, что представляется безосновательным. С ней солидарен и Владимир Пономарев, вице-президент Ассоциации строителей Рф. Его насторожила тенденция резвой и не очень прозрачной процедуры подготовки закона без роли общественности. В спешке можно допустить ошибки. А именно, если освобожденная земля сходу попадет на рынок, то это приведет к его предстоящему разогреву, так как диспропорция спроса и предложения еще очень велика. «Крайне принципиально обмыслить механизмы реализации таких земель. И не перевоплотить фонд в муниципальную корпорацию по строительству, так как это рыночная функция и должна производиться специалистами рынка», — выделил В. Пономарев.
Как будет работать фонд, разъяснит закон, но, по воззрению О. Толкачева, переживать по поводу лишнего монополизма этой организации не стоит. Существует много забугорных примеров, когда муниципальные структуры участвовали в рыночных отношениях вместе с другими игроками, отстаивая интересы социально незащищенных людей.
Аспекты и процедуры
Вопрос критериев оценки эффективности либо неэффективности использования земель разными муниципальными ведомствами остается одним из самых сложных. Какие размеры обязаны иметь бывалые станции, военные полигоны, испытательные площадки — вопрос нормативов. Совсем разумеется, что пришло время их поменять. В Москве, к примеру, производства, которые занимали местность в несколько 10-ов гектаров, на данный момент тихо размещаются на одном. Пока нет критериев, изымать будут откровенно брошенные земли, вроде бывших военных городков. Да и ими федеральные органы исполнительной власти не пылают желанием поделиться. Нужен механизм не только лишь добровольческого освобождения, да и некого понуждения к передаче федерального имущества, заявил М. Шаккум.
1-ый шаг уже изготовлен. В апрельском постановлении № 234 правительство установило запрет на сделки с земляными участками, находящимися в федеральной принадлежности и расположенными в границах населенных пт. Такая категоричная формулировка, по словам О. Толкачева, издавна не встречалась в наших документах. Но это не просто оборот речи, а настоящая попытка приостановить процесс разбазаривания земли, который происходит в итоге хозяйственной деятельности разных ведомств. В течение года фонд соберет контрольные числа по всем регионам о том, какие площади можно использовать для строительства и сколько жилища возвести в течение восьми — 10 лет.
Какую-то часть фонда составят и земли сельскохозяйственного предназначения. Большие городка все активнее выходят за административные границы и застраивают близлежащие поля. Площади земель сельскохозяйственного предназначения и далее будут сокращаться, и это должно подтолкнуть к более оптимальному их использованию по прямому предназначению. Лучше вкладывать средства в развитие злачных почв Краснодарского края, чем растрачивать на убыточные колхозы Подмосковья. На промышленных землях, а поточнее в помещениях брошенных заводов, можно организовать создание строй материалов, без которых добиться запланированных объемов в 140 млн кв. м раз в год просто нереально.
Коррупция
При тех возможностей, которыми будет наделен фонд, тяжело не вспомнить о коррупционной составляющей. Вероятны нелегальные операции, связанные с нечаянными ошибками при ведении кадастрового учета, затягивание процедуры дизайна. Свести к минимуму возможные злодеяния можно было бы, создав комитет публичного контроля при публичной палате, пришел к выводу Никита Кричевский, научный управляющий Института государственной стратегии, и предложил подключить к великодушной миссии борьбы с коррупцией на рынке земли журналистов. Конкретно они, по воззрению Н. Кричевского, могут выслеживать этапы инвентаризации, изъятия и реализации земель. А для властей следует создать механизм реагирования на результаты журналистских расследований.
«Страхи по поводу коррупции гиперболизированы, но регламентировать деятельность чиновников из фонда, непременно, надо», — резюмировал М. Шаккум. Подводя результат дискуссии, он отметил, что фонд не будет продавать земли как таковые, а только право строить на их. Вырученные средства планируют использовать для оснащения территорий инфраструктурой. Без роли бизнеса во всей этой земляной революции, естественно, не обойтись, но отдавать все на откуп рынку не хотелось бы. По последней мере фонд может выступать в качестве заказчика строительства общественного жилища.
Постскриптум
Законопроект «О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства» 9 июня был внесен в Муниципальную думу РФ.
В процессе рассмотрения в Гос думе в документ могут внести некие поправки, но навряд ли он поменяется кардинально. В собственном сегодняшнем виде законопроект дает представление о будущем фонде и его возможностей. Это будет наикрупнейшая в мире некоммерческая организация и сразу наикрупнейший игрок на земляном рынке страны. В его распоряжение перейдут федеральные земли, не применяемые по предназначению. Идет речь о земляных участках разных министерств и ведомств, также Академии. В задачки фонда заходит выявление пустующих земель, их изъятие с целью предстоящей передачи под жилищное строительство, создание промышленных парков, бизнес-инкубаторов, компаний по производству строй материалов.
Учредителем фонда выступает правительство, а его элементами управления станут попечительский совет, генеральный директор и правление. Индивидуальный состав 11 членов попечительского совета, также кандидатуру гендиректора будет назначать правительство. Численность и состав правления обусловит попечительский совет. Фонд может быть реорганизован либо ликвидирован лишь на основании федерального закона.
Правительство передает в собственность фонда федеральные земли в качестве имущественного взноса. Их общая цена составит около 150 миллиардов долл., а площадь по подготовительным подсчетам — практически 1 млн га. В предстоящем фонд получит право выкупать новые участки, также продавать их на аукционах, сдавать в аренду, использовать в качестве залога для получения кредитов. Вырученные средства будут пополнять имущество фонда, их можно предоставлять в качестве субсидий регионам либо вкладывать в развитие инфраструктуры.
Посреди функций новейшей организации значатся и рекламные исследования рынка, разработка программ стимулирования спроса, мониторинг застройки, создание методических материалов по территориальному планированию.
Для получения земли под застройку и денежной помощи от фонда регионам придется приготовить документы градостроительного разделения, также программки всеохватывающего развития систем коммунальной инфраструктуры городского образования. Если в течение 2-ух лет после передачи земель органам субъектов РФ последние не сумеют распорядиться участками, они перейдут в фонд.
Над законопроектом работали Министерство регионального развития, Министерство экономического развития и ряд других заинтересованных ведомств. Перед внесением документа на обсуждение в Муниципальную думу он был размещен СМИ в рамках пресс-конференции «Земельная инвентаризация: конец беспорядочного развития либо передел земляного рынка?»
Где взять землю?
Как ни удивительно, но при всей масштабности местности нашей страны строить жилище негде. Дело в том, что для этих целей применима не неважно какая земля, а снаряженная нужной инфраструктурой, в том числе дорогами, соц объектами, местами приложения рабочей силы. «Инженерия сейчас самое главное и самое сложное в строительстве, — выделил Олег Толкачев, председатель комиссии Совета Федерации по ЖКХ. — Просто взять участок в чистом поле и тянуть к нему 120 км коммуникаций можно, но стоимость жилища будет на уровне цены редчайших металлов». Потому идет речь о территориях, расположенных поблизости населенных пт и находящихся в распоряжении разных муниципальных структур: промышленных компаний, военных ведомств, научных институтов, муниципалитетов и др. В почти всех случаях землю употребляют не по предназначению или не употребляют совсем. Кое-где она пустует, кое-где сдают в аренду, и арендаторы строят свои постройки на военных либо промышленных территориях. Совсем справедливо, если правительство проведет ревизию принадлежности, оставив компаниям и организациям только те площади, которые им нужны для выполнения задач, закрепленных законами. Этим и должен заниматься фонд, создавая резерв для роста объемов жилищного строительства. Его основная задачка — выявлять такие земли, освобождать от прав третьих лиц и ввязывать в оборот. По оценкам профессионалов, для выполнения государственного проекта «Доступное жилище — гражданам России» будет нужно несколько миллионов гектаров территорий, в особенности если учитывать, что акцент сейчас изготовлен на низкоэтажном и личном строительстве.
Регулятор либо монополист?
Как свидетельствует один из создателей законопроекта о фонде содействия жилищному строительству, председатель Комитета Гос думы по строительству и земляным отношениям Мартин Шаккум, при обсуждении концепции фонда самые большие прения вызвал вопрос о его функциях и возможностей. Сама мысль сотворения структуры, которая наведет порядок в сфере использования земляного ресурса страны, вызвала поддержку, опаски касались той роли, которую госкорпорация будет играть на рынке недвижимости.
Рассматриваются две концепции: в процессе инвентаризации фонд выявляет применимые для строительства земли и передает их субъектам Федерации или земли попадают в фонд с целью проведения с ними последующих операций. Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева считает, что возможности новейшей структуры должны заканчиваться передачей земляных участков вкупе с приготовленной документацией муниципалитетам. Отдавать фонду функции застройщика небезопасно. Это приведет к вмешательству страны в жилищный рынок, что представляется безосновательным. С ней солидарен и Владимир Пономарев, вице-президент Ассоциации строителей Рф. Его насторожила тенденция резвой и не очень прозрачной процедуры подготовки закона без роли общественности. В спешке можно допустить ошибки. А именно, если освобожденная земля сходу попадет на рынок, то это приведет к его предстоящему разогреву, так как диспропорция спроса и предложения еще очень велика. «Крайне принципиально обмыслить механизмы реализации таких земель. И не перевоплотить фонд в муниципальную корпорацию по строительству, так как это рыночная функция и должна производиться специалистами рынка», — выделил В. Пономарев.
Как будет работать фонд, разъяснит закон, но, по воззрению О. Толкачева, переживать по поводу лишнего монополизма этой организации не стоит. Существует много забугорных примеров, когда муниципальные структуры участвовали в рыночных отношениях вместе с другими игроками, отстаивая интересы социально незащищенных людей.
Аспекты и процедуры
Вопрос критериев оценки эффективности либо неэффективности использования земель разными муниципальными ведомствами остается одним из самых сложных. Какие размеры обязаны иметь бывалые станции, военные полигоны, испытательные площадки — вопрос нормативов. Совсем разумеется, что пришло время их поменять. В Москве, к примеру, производства, которые занимали местность в несколько 10-ов гектаров, на данный момент тихо размещаются на одном. Пока нет критериев, изымать будут откровенно брошенные земли, вроде бывших военных городков. Да и ими федеральные органы исполнительной власти не пылают желанием поделиться. Нужен механизм не только лишь добровольческого освобождения, да и некого понуждения к передаче федерального имущества, заявил М. Шаккум.
1-ый шаг уже изготовлен. В апрельском постановлении № 234 правительство установило запрет на сделки с земляными участками, находящимися в федеральной принадлежности и расположенными в границах населенных пт. Такая категоричная формулировка, по словам О. Толкачева, издавна не встречалась в наших документах. Но это не просто оборот речи, а настоящая попытка приостановить процесс разбазаривания земли, который происходит в итоге хозяйственной деятельности разных ведомств. В течение года фонд соберет контрольные числа по всем регионам о том, какие площади можно использовать для строительства и сколько жилища возвести в течение восьми — 10 лет.
Какую-то часть фонда составят и земли сельскохозяйственного предназначения. Большие городка все активнее выходят за административные границы и застраивают близлежащие поля. Площади земель сельскохозяйственного предназначения и далее будут сокращаться, и это должно подтолкнуть к более оптимальному их использованию по прямому предназначению. Лучше вкладывать средства в развитие злачных почв Краснодарского края, чем растрачивать на убыточные колхозы Подмосковья. На промышленных землях, а поточнее в помещениях брошенных заводов, можно организовать создание строй материалов, без которых добиться запланированных объемов в 140 млн кв. м раз в год просто нереально.
Коррупция
При тех возможностей, которыми будет наделен фонд, тяжело не вспомнить о коррупционной составляющей. Вероятны нелегальные операции, связанные с нечаянными ошибками при ведении кадастрового учета, затягивание процедуры дизайна. Свести к минимуму возможные злодеяния можно было бы, создав комитет публичного контроля при публичной палате, пришел к выводу Никита Кричевский, научный управляющий Института государственной стратегии, и предложил подключить к великодушной миссии борьбы с коррупцией на рынке земли журналистов. Конкретно они, по воззрению Н. Кричевского, могут выслеживать этапы инвентаризации, изъятия и реализации земель. А для властей следует создать механизм реагирования на результаты журналистских расследований.
«Страхи по поводу коррупции гиперболизированы, но регламентировать деятельность чиновников из фонда, непременно, надо», — резюмировал М. Шаккум. Подводя результат дискуссии, он отметил, что фонд не будет продавать земли как таковые, а только право строить на их. Вырученные средства планируют использовать для оснащения территорий инфраструктурой. Без роли бизнеса во всей этой земляной революции, естественно, не обойтись, но отдавать все на откуп рынку не хотелось бы. По последней мере фонд может выступать в качестве заказчика строительства общественного жилища.
Постскриптум
Законопроект «О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства» 9 июня был внесен в Муниципальную думу РФ.
В процессе рассмотрения в Гос думе в документ могут внести некие поправки, но навряд ли он поменяется кардинально. В собственном сегодняшнем виде законопроект дает представление о будущем фонде и его возможностей. Это будет наикрупнейшая в мире некоммерческая организация и сразу наикрупнейший игрок на земляном рынке страны. В его распоряжение перейдут федеральные земли, не применяемые по предназначению. Идет речь о земляных участках разных министерств и ведомств, также Академии. В задачки фонда заходит выявление пустующих земель, их изъятие с целью предстоящей передачи под жилищное строительство, создание промышленных парков, бизнес-инкубаторов, компаний по производству строй материалов.
Учредителем фонда выступает правительство, а его элементами управления станут попечительский совет, генеральный директор и правление. Индивидуальный состав 11 членов попечительского совета, также кандидатуру гендиректора будет назначать правительство. Численность и состав правления обусловит попечительский совет. Фонд может быть реорганизован либо ликвидирован лишь на основании федерального закона.
Правительство передает в собственность фонда федеральные земли в качестве имущественного взноса. Их общая цена составит около 150 миллиардов долл., а площадь по подготовительным подсчетам — практически 1 млн га. В предстоящем фонд получит право выкупать новые участки, также продавать их на аукционах, сдавать в аренду, использовать в качестве залога для получения кредитов. Вырученные средства будут пополнять имущество фонда, их можно предоставлять в качестве субсидий регионам либо вкладывать в развитие инфраструктуры.
Посреди функций новейшей организации значатся и рекламные исследования рынка, разработка программ стимулирования спроса, мониторинг застройки, создание методических материалов по территориальному планированию.
Для получения земли под застройку и денежной помощи от фонда регионам придется приготовить документы градостроительного разделения, также программки всеохватывающего развития систем коммунальной инфраструктуры городского образования. Если в течение 2-ух лет после передачи земель органам субъектов РФ последние не сумеют распорядиться участками, они перейдут в фонд.