Депутаты Госдумы РФ планируют обязать русских строителей страховать штатскую ответственность перед третьими лицами. Эта мера может стать выходом из тупиковой ситуации, создавшейся ввиду отмены
Инструменты регулирования в строительстве
04 декабря 2013
Вопрос о выборе действенных способов регулирования стоит сейчас перед русской стройиндустрией в особенности остро. В текущее время существует несколько главных устройств регулирования: лицензирование, страхование, менеджмент свойства, сертификация и муниципальная экспертиза. Большая часть профессионалов считают: чтоб система контроля работала исправно, она должна быть базирована на всеохватывающих решениях.
Лицензирование строительной деятельности в Рф осуществляется с 1991 года. Этот механизм применялся как инструмент муниципального контроля свойства и надежности работы компаний отрасли, также как барьер для нерадивых и непрофессиональных участников рынка. Но, по воззрению многих профессионалов, процедура лицензирования на самом деле представляет собой ординарную формальность, собственного рода "мгновенный снимок" состояния организации на момент получения лицензии, не гарантирующий ее соответствия установленным требованиям в предстоящем.
С 1 января 2009 года государственное лицензирование строительной деятельности закончилось. Выданные ранее документы будут действовать до 1 января 2010 года, а после чего право на воплощение проф деятельности должно обеспечиваться свидетельством о допуске саморегулируемой организации (СРО).
Специалисты боятся, что скоропалительный переход к системе СРО в отсутствие других способов регулирования рынка чреват суровыми последствиями, в том числе потерей доверия потребителей к продукции компаний строительного комплекса. В последнее время Муниципальная Дума должна решить вопрос о продлении сроков выдачи строй лицензий. Возможно, в связи с ситуацией, сложившейся из-за мирового денежного кризиса, они будут увеличены. Это даст дополнительное время для кропотливой проработки системы саморегулирования и ее интеграции с другими механизмами управления качеством.
Даже самая строгая система лицензирования не может гарантированно защитить интересы потребителей. Как понятно, более действенная форма гарантии – гарантия вещественная. Потому большая часть профессионалов отмечают необходимость страхования штатской ответственности строителей (ГОС), которая может значительно повысить гарантии свойства строительства для потребителей и его безопасности для третьих лиц. Сейчас этот механизм удачно применяется.
К примеру, при прокладке Лефортовского тоннеля в Москве спецами страховой компании "Гефест" была проведена суровая предстраховая экспертиза. В итоге была определена цена всей недвижимости, окружающей строительную площадку, в размере 430 миллионов рублей. Это та сумма, на возмещение которой могут претендовать собственники прилегающих строений в случае причинения их имуществу вреда в процессе работ по прокладке тоннеля. Если схожая практика станет повсеместной, это не только лишь обезопасит потребителей, да и дозволит строительным компаниям показать почтение к клиентам и таким макаром поддержать свою репутацию.
В качестве механизма страхования можно рассматривать и концепцию коллективной ответственности участников СРО. Если такая организация производит допуск компаний на строительный рынок, то она должна быть в состоянии гарантировать защиту интересов потребителей. Для этой цели следует сформировывать компенсационный фонд из средств участников СРО.
Естественно, лицензирование и страхование строительству нужны. Но при всем этом очень принципиально, чтоб сам производственный процесс не оставался подобием "темного ящика", легкодоступным для контроля только при анализе последствий нештатных ситуаций. Обеспечить прозрачность организации производства позволяют системы управления качеством, когда качество продукции обеспечивается качеством производства. Большие компании, не дожидаясь отмены лицензирования и не полагаясь на гарантии, которое оно давало, вводят собственные системы сертификации.
Уже около года Группа компаний Проплекс проводит сертификацию собственных партнеров на соответствие требованиям, предъявляемым компанией к технологии производства и качеству изделий. При всем этом соблюдается взаимный энтузиазм: сертифицированные партнеры получают всестороннюю поддержку производителя, к примеру, помощь в проф подготовке кадров.
Схожая практика обширно применяется в мире. Есть и международные системы сертификации менеджмента свойства, к примеру, ISO 9001. Но некие специалисты считают этот эталон не адаптированным для нужд стройиндустрии. Так, спецы Федерального центра технической оценки продукции в строительстве считают, что эталон ISO 9001 сотворен для совершенствования управления организацией в индустрии, тогда как в строительстве качество обеспечивается в большей степени на уровне управления производственными процессами. Потому при всех его плюсах и универсальности эталон не очень отлично отражает специфику строительства вообщем, а русского в особенности.
Всегда мы гласили о качестве строительства. Но оно недостижимо без обеспечения соответствующего свойства применяемых материалов и технологий. К огорчению, сейчас механизм их сертификации фактически не работает. Частично это разъясняется реформой системы стандартизации: СНиПы перебежали в разряд рекомендательных документов, а большая часть технических регламентов находится сейчас в состоянии разработки.
В этой связи особенное значение приобретает добровольческая сертификация. Она прибыльна сейчас не только лишь потребителям, да и производителям, потому что подтверждает качество выпускаемой ими продукции и увеличивает ее конкурентоспособность. Этим механизмом пользуются многие компании. Группа компаний Проплекс провела сертификацию производимого ей оконного ПВХ-профиля, в процессе которой был установлен 60-летний срок его эксплуатации, также завышенная морозостойкость.
Документально подтвердить эффективность собственной продукции в российских погодных критериях может и компания URSA, производитель строй изоляционных материалов и систем утепления. Полностью естественно, что потребители отдают предпочтение материалам, высочайшее качество которых доказано сертификатом.
Обеспечить настоящий эффект от внедрения всех перечисленных устройств контроля свойства должна муниципальная экспертиза возводимых объектов. Сейчас эти функции исполняют органы Муниципального архитектурно-строительного надзора (ГАСН). Его задачей является контроль за обеспечением участниками строительства соответствия возводимых построек и сооружений, производимых строй материалов, изделий и конструкций нормативно-технической и проектной документации.
Итак, строительству нужна встроенная система регулирования, основанная на применении целого ряда независящих инструментов. Это полностью осуществимо, если контроль допуска компаний на рынок сопровождается сертификацией услуг и материалов, страхованием интересов потребителей, также муниципальным надзором за качеством строительства.
Спецы высказывают разные представления, но сходятся в одном: ожидаемые сейчас законодательные конфигурации должны носить полный нрав. Может быть, что в сегодняшней ситуации следует воздержаться от поспешных решений и выделить дополнительное время (к примеру, в границах срока, отведенного на переход к системе технических регламентов) для кропотливой проработки и согласования всех качеств задачи.
Лицензирование строительной деятельности в Рф осуществляется с 1991 года. Этот механизм применялся как инструмент муниципального контроля свойства и надежности работы компаний отрасли, также как барьер для нерадивых и непрофессиональных участников рынка. Но, по воззрению многих профессионалов, процедура лицензирования на самом деле представляет собой ординарную формальность, собственного рода "мгновенный снимок" состояния организации на момент получения лицензии, не гарантирующий ее соответствия установленным требованиям в предстоящем.
С 1 января 2009 года государственное лицензирование строительной деятельности закончилось. Выданные ранее документы будут действовать до 1 января 2010 года, а после чего право на воплощение проф деятельности должно обеспечиваться свидетельством о допуске саморегулируемой организации (СРО).
Специалисты боятся, что скоропалительный переход к системе СРО в отсутствие других способов регулирования рынка чреват суровыми последствиями, в том числе потерей доверия потребителей к продукции компаний строительного комплекса. В последнее время Муниципальная Дума должна решить вопрос о продлении сроков выдачи строй лицензий. Возможно, в связи с ситуацией, сложившейся из-за мирового денежного кризиса, они будут увеличены. Это даст дополнительное время для кропотливой проработки системы саморегулирования и ее интеграции с другими механизмами управления качеством.
Даже самая строгая система лицензирования не может гарантированно защитить интересы потребителей. Как понятно, более действенная форма гарантии – гарантия вещественная. Потому большая часть профессионалов отмечают необходимость страхования штатской ответственности строителей (ГОС), которая может значительно повысить гарантии свойства строительства для потребителей и его безопасности для третьих лиц. Сейчас этот механизм удачно применяется.
К примеру, при прокладке Лефортовского тоннеля в Москве спецами страховой компании "Гефест" была проведена суровая предстраховая экспертиза. В итоге была определена цена всей недвижимости, окружающей строительную площадку, в размере 430 миллионов рублей. Это та сумма, на возмещение которой могут претендовать собственники прилегающих строений в случае причинения их имуществу вреда в процессе работ по прокладке тоннеля. Если схожая практика станет повсеместной, это не только лишь обезопасит потребителей, да и дозволит строительным компаниям показать почтение к клиентам и таким макаром поддержать свою репутацию.
В качестве механизма страхования можно рассматривать и концепцию коллективной ответственности участников СРО. Если такая организация производит допуск компаний на строительный рынок, то она должна быть в состоянии гарантировать защиту интересов потребителей. Для этой цели следует сформировывать компенсационный фонд из средств участников СРО.
Естественно, лицензирование и страхование строительству нужны. Но при всем этом очень принципиально, чтоб сам производственный процесс не оставался подобием "темного ящика", легкодоступным для контроля только при анализе последствий нештатных ситуаций. Обеспечить прозрачность организации производства позволяют системы управления качеством, когда качество продукции обеспечивается качеством производства. Большие компании, не дожидаясь отмены лицензирования и не полагаясь на гарантии, которое оно давало, вводят собственные системы сертификации.
Уже около года Группа компаний Проплекс проводит сертификацию собственных партнеров на соответствие требованиям, предъявляемым компанией к технологии производства и качеству изделий. При всем этом соблюдается взаимный энтузиазм: сертифицированные партнеры получают всестороннюю поддержку производителя, к примеру, помощь в проф подготовке кадров.
Схожая практика обширно применяется в мире. Есть и международные системы сертификации менеджмента свойства, к примеру, ISO 9001. Но некие специалисты считают этот эталон не адаптированным для нужд стройиндустрии. Так, спецы Федерального центра технической оценки продукции в строительстве считают, что эталон ISO 9001 сотворен для совершенствования управления организацией в индустрии, тогда как в строительстве качество обеспечивается в большей степени на уровне управления производственными процессами. Потому при всех его плюсах и универсальности эталон не очень отлично отражает специфику строительства вообщем, а русского в особенности.
Всегда мы гласили о качестве строительства. Но оно недостижимо без обеспечения соответствующего свойства применяемых материалов и технологий. К огорчению, сейчас механизм их сертификации фактически не работает. Частично это разъясняется реформой системы стандартизации: СНиПы перебежали в разряд рекомендательных документов, а большая часть технических регламентов находится сейчас в состоянии разработки.
В этой связи особенное значение приобретает добровольческая сертификация. Она прибыльна сейчас не только лишь потребителям, да и производителям, потому что подтверждает качество выпускаемой ими продукции и увеличивает ее конкурентоспособность. Этим механизмом пользуются многие компании. Группа компаний Проплекс провела сертификацию производимого ей оконного ПВХ-профиля, в процессе которой был установлен 60-летний срок его эксплуатации, также завышенная морозостойкость.
Документально подтвердить эффективность собственной продукции в российских погодных критериях может и компания URSA, производитель строй изоляционных материалов и систем утепления. Полностью естественно, что потребители отдают предпочтение материалам, высочайшее качество которых доказано сертификатом.
Обеспечить настоящий эффект от внедрения всех перечисленных устройств контроля свойства должна муниципальная экспертиза возводимых объектов. Сейчас эти функции исполняют органы Муниципального архитектурно-строительного надзора (ГАСН). Его задачей является контроль за обеспечением участниками строительства соответствия возводимых построек и сооружений, производимых строй материалов, изделий и конструкций нормативно-технической и проектной документации.
Итак, строительству нужна встроенная система регулирования, основанная на применении целого ряда независящих инструментов. Это полностью осуществимо, если контроль допуска компаний на рынок сопровождается сертификацией услуг и материалов, страхованием интересов потребителей, также муниципальным надзором за качеством строительства.
Спецы высказывают разные представления, но сходятся в одном: ожидаемые сейчас законодательные конфигурации должны носить полный нрав. Может быть, что в сегодняшней ситуации следует воздержаться от поспешных решений и выделить дополнительное время (к примеру, в границах срока, отведенного на переход к системе технических регламентов) для кропотливой проработки и согласования всех качеств задачи.