Может быть, в предстоящем, как предсказывает Анатолий Валетов, директор по маркетингу компании Rosinka International Group, рынок все таки будет «отталкиваться от бюджета покупателей». «На нынешний
Победа мультиплекса
18 октября 2013
С того времени, как восемь годов назад в столичном супермаркете "Рамстор" открылся 1-ый мультиплекс, многозальный формат захватил весь столичный рынок. Сейчас мультиплексы строятся во всех торговых центрах Москвы. Девелоперы готовы располагать их даже под землей: к примеру, две недели вспять управление сети "Люксор" заявило о планах открыть 6-зальный кинозал в составе подземного ТЦ "Тверская застава".
По интернациональной систематизации многозальные кинозалы разделяются на миниплексы (2–7 залов), мультиплексы (8–15 залов), мегаплексы (16 и выше). В США формат мегаплекса (30 залов, к примеру) – уже норма. А на рынке недвижимости Москвы наибольший кинозал – 16-зальник "Сезон-Синема" в ТРЦ "Вэйпарк" – считается практически чудом.
"Число мультиплексов в столице вырастает фактически прямо пропорционально росту числа больших торговых центров", – комментирует Андрей Васюткин, управляющий направления по торгово-развлекательной недвижимости департамента консалтинга GVA Sawyer. При этом, некие супермаркеты даже развиваются "в тандеме" с ведущими киносетями, к примеру, ТРЦ "Мега" и "Киностар De Lux".
"В наиблежайшие два года в Москве и области появятся еще 20 мультиплексов, при этом 15 из их будут заходить в состав торговых центров", – утверждает директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Илья Кузнецов. В числе их ТРК "Галерея Москворечье" на Каширском шоссе, ТЦ "Павелецкий" на площади Павелецкого вокзала, ТРЦ "River Mall" на Автозаводской и другие. Объекты будут принадлежать ведущим сетям кинозалов: "Каро Кинофильм", "Формула кино", "Синема Парк", "Люксор" и др.
Уже разумеется, что в критериях нарастающей конкуренции однозальным "реликтам" в какой-то момент придется или пойти под бульдозер, или прирастить число залов. 1-ый путь избрал кинозал "Балтика" на Сходненской. В 2009 году он уступит место торговому центру "Калейдоскоп", в каком разместится уже в формате 7-зального мультиплекса.
Наименее больной выход отыскали кинозалы "Витязь", "София", "Горизонт", "Прага", "Ладога" (данные пресс-секретаря "Формулы Кино" Светланы Гавриловой), "Звездный", "Киргизия", "Октябрь" ("Каро Кинофильм"), "5 звезд на Павелецкой" (Paradise Group); "Будапешт", "Высота" ("Центрфильм") и другие.
"Объем инвестиций в реновацию схожих кинозалов может составлять от 1500 долл. на 1 кв. м", – считает директор департамента консалтинга и аналитики Blackwood Ольга Широкова.
Это дешевле, чем строить "с нуля", но связываться со старенькыми кинотеатрами девелоперы не торопятся: их отпугивает неудачное размещение и "проблемная" документация объектов.
Еще проще и прибыльнее поместиться в торговом центре, пусть ради этого и придется пожертвовать центральным расположением.
"Основная толика мультиплексов в торговых центрах сконцентрирована в спальных районах Москвы: в центре находятся в главном раздельно стоящие мультиплексы", – отмечает управляющий отдела коммерческой недвижимости Vesco Consulting Кира Смирнова.
Зато взамен торговый центр может предложить массу преимуществ: огромные маркетинговые способности, комфортные парковки и, главное, резвый и сравнимо экономный процесс строительства.
"Необходимо только впору заключить договор с торговым центром, – гласит директор по продажам бюро недвижимости "Агент 002" Валерий Барнинец. – На ранешней стадии проще избежать излишних ошибок в проектировании. Обычно, девелопер ТЦ соглашается взять на себя создание общих инженерных систем, водо- и теплоснабжения, канализации и вентиляции". По данным Jones Lang LaSalle, примерные издержки на строительство 1-го кинотеатра составляют 15–17 млн руб. (в среднем строится по 6–8 залов).
На плечи девелопера ложатся и все административно-хозяйственные расходы мультиплекса: вывоз мусора, уборка прилегающей местности, охрана. Но торговые центры готовы к этим растратам, ведь они получают традиционных якорных арендаторов, "притягивающих" клиентов. Не случаем мультиплексы обычно размещаются на самых верхних этажах торговых центров: перед сеансом зрители обязаны пройти всю галерею витрин.
По данным GVA Sawyer, мультиплексам удается завлекать до 5 тыс. гостей раз в день. Это на 30–35% больше потока гостей обыденного торгового центра. Потому ставки аренды для многозальных кинозалов снижены до 120–160 долл. за 1 кв. м. Дополнительные прибыли приносят и развлекательные зоны мультиплексов. Тут все обмыслено до мелочей: и музыка, и ассортимент кафе, и стиль воспитателей в детской комнате.
"Сейчас поход в кино стал более спонтанным, ежели запланированным действием, – разъясняет генеральный директор компании "Миэль – Коммерческая недвижимость" Андрей Бушин. – Потому кинозал должен предлагать как можно больше развлечений (боулинг, бильярд, игровые автоматы). А репертуар должен быть составлен так, чтоб хоть какой гость мог стремительно избрать кинофильм и в течение 15–25 минут отправиться в кинотеатр. Обилие значительно увеличивает эффективность объекта". Может быть, в этих целях многим кинозалам в ближнем будущем придется "раздробить" залы и сделать новые игровые площадки. Ведь с каждым годом завлекать гостей будет все труднее. "Рынок максимально насыщен", – единогласно утверждают специалисты. Из-за недочета свободных площадок в Москве и Столичной области сегодняшний рост числа мультиплексов (10–15% в год) может скоро закончиться. Так что киносетям пора присматривать для себя новые городка.
Екатерина Васёва-Мирская
По интернациональной систематизации многозальные кинозалы разделяются на миниплексы (2–7 залов), мультиплексы (8–15 залов), мегаплексы (16 и выше). В США формат мегаплекса (30 залов, к примеру) – уже норма. А на рынке недвижимости Москвы наибольший кинозал – 16-зальник "Сезон-Синема" в ТРЦ "Вэйпарк" – считается практически чудом.
"Число мультиплексов в столице вырастает фактически прямо пропорционально росту числа больших торговых центров", – комментирует Андрей Васюткин, управляющий направления по торгово-развлекательной недвижимости департамента консалтинга GVA Sawyer. При этом, некие супермаркеты даже развиваются "в тандеме" с ведущими киносетями, к примеру, ТРЦ "Мега" и "Киностар De Lux".
"В наиблежайшие два года в Москве и области появятся еще 20 мультиплексов, при этом 15 из их будут заходить в состав торговых центров", – утверждает директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Илья Кузнецов. В числе их ТРК "Галерея Москворечье" на Каширском шоссе, ТЦ "Павелецкий" на площади Павелецкого вокзала, ТРЦ "River Mall" на Автозаводской и другие. Объекты будут принадлежать ведущим сетям кинозалов: "Каро Кинофильм", "Формула кино", "Синема Парк", "Люксор" и др.
Уже разумеется, что в критериях нарастающей конкуренции однозальным "реликтам" в какой-то момент придется или пойти под бульдозер, или прирастить число залов. 1-ый путь избрал кинозал "Балтика" на Сходненской. В 2009 году он уступит место торговому центру "Калейдоскоп", в каком разместится уже в формате 7-зального мультиплекса.
Наименее больной выход отыскали кинозалы "Витязь", "София", "Горизонт", "Прага", "Ладога" (данные пресс-секретаря "Формулы Кино" Светланы Гавриловой), "Звездный", "Киргизия", "Октябрь" ("Каро Кинофильм"), "5 звезд на Павелецкой" (Paradise Group); "Будапешт", "Высота" ("Центрфильм") и другие.
"Объем инвестиций в реновацию схожих кинозалов может составлять от 1500 долл. на 1 кв. м", – считает директор департамента консалтинга и аналитики Blackwood Ольга Широкова.
Это дешевле, чем строить "с нуля", но связываться со старенькыми кинотеатрами девелоперы не торопятся: их отпугивает неудачное размещение и "проблемная" документация объектов.
Еще проще и прибыльнее поместиться в торговом центре, пусть ради этого и придется пожертвовать центральным расположением.
"Основная толика мультиплексов в торговых центрах сконцентрирована в спальных районах Москвы: в центре находятся в главном раздельно стоящие мультиплексы", – отмечает управляющий отдела коммерческой недвижимости Vesco Consulting Кира Смирнова.
Зато взамен торговый центр может предложить массу преимуществ: огромные маркетинговые способности, комфортные парковки и, главное, резвый и сравнимо экономный процесс строительства.
"Необходимо только впору заключить договор с торговым центром, – гласит директор по продажам бюро недвижимости "Агент 002" Валерий Барнинец. – На ранешней стадии проще избежать излишних ошибок в проектировании. Обычно, девелопер ТЦ соглашается взять на себя создание общих инженерных систем, водо- и теплоснабжения, канализации и вентиляции". По данным Jones Lang LaSalle, примерные издержки на строительство 1-го кинотеатра составляют 15–17 млн руб. (в среднем строится по 6–8 залов).
На плечи девелопера ложатся и все административно-хозяйственные расходы мультиплекса: вывоз мусора, уборка прилегающей местности, охрана. Но торговые центры готовы к этим растратам, ведь они получают традиционных якорных арендаторов, "притягивающих" клиентов. Не случаем мультиплексы обычно размещаются на самых верхних этажах торговых центров: перед сеансом зрители обязаны пройти всю галерею витрин.
По данным GVA Sawyer, мультиплексам удается завлекать до 5 тыс. гостей раз в день. Это на 30–35% больше потока гостей обыденного торгового центра. Потому ставки аренды для многозальных кинозалов снижены до 120–160 долл. за 1 кв. м. Дополнительные прибыли приносят и развлекательные зоны мультиплексов. Тут все обмыслено до мелочей: и музыка, и ассортимент кафе, и стиль воспитателей в детской комнате.
"Сейчас поход в кино стал более спонтанным, ежели запланированным действием, – разъясняет генеральный директор компании "Миэль – Коммерческая недвижимость" Андрей Бушин. – Потому кинозал должен предлагать как можно больше развлечений (боулинг, бильярд, игровые автоматы). А репертуар должен быть составлен так, чтоб хоть какой гость мог стремительно избрать кинофильм и в течение 15–25 минут отправиться в кинотеатр. Обилие значительно увеличивает эффективность объекта". Может быть, в этих целях многим кинозалам в ближнем будущем придется "раздробить" залы и сделать новые игровые площадки. Ведь с каждым годом завлекать гостей будет все труднее. "Рынок максимально насыщен", – единогласно утверждают специалисты. Из-за недочета свободных площадок в Москве и Столичной области сегодняшний рост числа мультиплексов (10–15% в год) может скоро закончиться. Так что киносетям пора присматривать для себя новые городка.
Екатерина Васёва-Мирская